sep
Мы открываем сокровища сознания
middleshadow scroll-top

Интегральная (интегративная) психология, интегральный тренинг

В Книге «Веданта - религия будущего» Вивекананда рассказывает притчу об Учителе, который предлагает ученику, увлекающемуся чтением сакральной литературы, выжать книгу о дождях и получить, таким образом, влагу дождевых капель. Смысл и сверхзадача интегральной психологии - не пересказ повествований об интегральном знании и даже не передача его живительных капель, но открытие его источника в каждом обучающемся.

 

Введение

текст составлен по материалам Г. Бревде

К моменту возникновения трансперсональной школы (середина 70х годов ХХ века) в психологии и психотерапии эффективно применялись мастерски разработанные методы, техники, инструменты. Однако, объектом изучения и воздействия этих методов и инструментов все более и более становилась не личность как таковая, а та или иная (зачастую, квантифицированная) её модель. В основном же, работа исследователей и практиков была направлена на обособленный - в их представлениях, но отнюдь не в реальной жизни - конструкт или процесс психики.

За рамки этой работы были вынесены базовые, априорные (изначально, еще до рождения человека присутствующие в психике) фигуры и процессы коллективного бессознательного. Без внимания оставались также глубинные смыслы социального контекста, обуславливающие социальную значимость и возможность творческой самореализации личности. Для среднего обывателя западной цивилизации - в том числе, и психолога - шокирующим было откровение о том, что нечто, воспринимаемое им как свое Я - не только «отнюдь не вся психика» (Юнг) - но и «отнюдь не Я». Революционные открытия психоанализа и аналитической психологии о доминировании бессознательного в психической деятельности становились предметом лукавых мудрствований и квазинаучных рефлексий, но отнюдь не принципами работы учёных и практиков.

Базальный внутренний конфликт - разрыв между сознанием и бессознательным - стал распространенным, если не тотальным, явлением. Это явление с трудом распознавалось и неохотно признавалось, однако его последствия (неврозы, депрессии, экзистенциальные фрустрации, алкоголизм, наркомания, патологический квазимистический опыт, хипизм, участие в псевдорелигиозных сообществах) с неистовством духовной чумы обрушились на демонстративно благополучный мир прагматических стратегий и здравого смысла.

Распространенность базального конфликта и необходимость противодействовать его последствиям привели к тому, что учеными и специалистами психологии, философии, социологии и медицины были поставлены задачи - вернее, ученые и специалисты оказались поставленными перед упомянутыми задачами - не только разработка, но и верная формулировка которых предусматривала смещение внимания к недоступным сознанию или закрытым от него регионам психики.

Таким образом, объектом пост-аналитической психологии становится даже не личность - совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий - а индивид - «обособленное, нечленимое единство, некая целостность, включающая как незримую область бессознательного, так и сознание» (Юнг). Психологи приходят к пониманию того, что даже глубинные, неосознаваемые причины отдельных симптомов, проблем, травматических переживаний - только указывают на сбой в системе психики, свидетельствуют о нарушении целостности индивида, что только целостный подход открывает успешные пути достижения психического здоровья. Поиск этих путей, ведущих человека к целостности – единству с миром и самим собой - символ веры, начертанный на знаменах аналитической, гуманистической и трансперсональной психологии.

Понятия «цель» («телос», греч.) и «целое» («телеиос», греч.) этимологически связаны. Достижение цели одновременно означает и завершение действия, восхождение к полноте, совершенству, красоте. Цель достигается тогда, когда оказывается построенным совершенное, симметричное, прекрасное целое. Согласно представлениям аналитической, гуманистической и трансперсональной психологии, личность - форма проявления, неотъемлемая автономная часть мирового единства.

Конфликтные напряжения между фрагментами и уровнями организации личности, между человеком и его экзистенциальным контекстом, средой жизнедеятельности - свидетельствуют о том, что данный индивидуум не целостен (не собран, не целеустремлен, не гармоничен), что его намерения и стратегии не целостны (не соотнесены со структурами и процессами мира как целого). На устранение этих напряжений, восстановление целостности личности и интеграцию ее в мировое единство направлены теоретические поиски и практические усилия научно-практической концепции, получившей название «интегральная психология».


Предпосылки возникновеия интегральной психологии

УилберСловосочетанием “Integral Psychology” (в переводе – «психология целостности») Кен Уилбер назвал используемую им в исследованиях и терапии систему, обобщающую «наиболее глубокие открытия и озарения из различных до-современных, современных и пост-современных источников». В русский язык это словосочетание перешло не переводом, а транслитерацией. Таким образом, в среде профессиональных психологов и психотерапевтов терминологической нормой и хорошим тоном стало то, что среди музыкантов может быть предметом осмеяния (в консерваторских кругах распространена, к примеру, шутка: раз де дюх = pas de deux из балета «Лебединое озеро»). Этот и подобный ему языковые казусы позиционируют обозначаемое как нечто «фирменное», изготовленное или используемое на Западе. Называние «интегральной психологией» совокупности теоретической базы и методологии практики может также указывать на преемственность или вторичность по отношению к Уилберу. Тем не менее, термины «интегральная психология», «интегральный коучинг», «интегральное развитие личности» получили столь широкое распространение в профессиональных и околопрофессиональных кругах, что вполне резонная попытка заменить их русским эквивалентом не имела бы ни смысла, ни конструктивных последствий.

По определению Уилбера, целостный (integral) подход в психологии, терапии и тренинге:

  • объединяет персональное и трансперсональное
  • объединяет индивидуальное и социальное
  • объединяет линии развития личности
  • объединяет теорию и практику
  • объединяет различные теории данной области знания
  • объединяет внутреннее и внешнее
  • признаёт первичность целостности перед иерархией
  • объединяет четыре квадранта Великого Гнезда Бытия
  • объединяет степени и состояния нашего существования
  • объединяет пустоту и форму
  • объединяет бытие и становление
  • объединяет также всё вышеперечисленное1

Это определение соответствует не только Integral Psychology Уилбера, но и многим научно-практическим и вненаучным системам, в том числе, «интегративной психологии» В. Козлова и его последователей.

Сам Уилбер неоднократно писал, что его «Integral Psychology» - лишь одна из разновидностей психологии целостности.

Следует также отметить, что ни английский оригинал (Integral Psychology), ни его эквивалент или транслитерация, в отличие от Holotropic Breathwork, не являются и по правилам патентования не могут быть зарегистрированы как объект интеллектуальной собственности (товарный знак). Вопрос о правообладании этим объектом не может быть поставлен ни в юридической, ни в этической плоскости.

 

Интегральная (интегративная) психология

Трансперсональная психология фокусирует внимание на глубинных областях психики, процессах развития личности и динамики сознания, философски переосмысляет и научно обосновывает представления, опыт и психотехнологии мировых духовных традиций. Объект исследования и практики трансперсональной психологии - творческий, самосовершенствующийся, стремящийся к полной и адекватной реализации своих возможностей, человек.

Интегральная (интегративная) психология - обобщение в широком понятийном и методологическом контексте, закономерное развитие трансперсональных подходов, принципов, идей, разработок.

Различие в названиях интегрального - интегративного направления обусловлены даже не восприятием и отображением разных ракурсов единого созерцаемого, но различием манер и интенций созерцания, профессиональными предпочтениями называющего. Интегральный - обладающий единством, признающий целостность основополагающим принципом деятельности. Интегративный - синтезирующий, ведущий к целостности.

Мировоззренческим оком интегральной психологии является принцип единства, согласно которому и психика, и физический мир, и их совокупность - сложные, открытые, многоуровневые, самоорганизующиеся системы, - части, которые имеют смысл только в их отношении к целому.

Любая интегральная психотехника, в основе которой - принцип единства, является, или в ходе своего развития и усовершенствования с необходимостью становится интегративной. С другой стороны, эффективность интегративного метода или подхода определяется его интегральностью.

Интегральная (интегративная) психология - система опирающихся на принцип единства теорий, концепций, моделей, методов, умений и навыков, которые ведут человека к целостности - единству с миром и самим собой, меньшей конфликтности, раздробленности сознания, переживаний, поведения, и, как следствие, к гармоничной полноценной жизни и успешной самореализации.

Понимание структуры, аспектов, паттернов, свойств и процессов этой целостности, путей и способов ее достижения (индивидуации), умение успешно действовать в ее контексте - концептуальное ядро и необходимое условие работы интегрального психолога, вне зависимости от того, в какой области теории или практики он специализируется.

По сути дела, интегральная психология - методологическая основа построения и применения технологий работы с людьми (консультирование, тренинги, групповые дискуссии, дыхательные, арт-терапевтические, телесно-ориентированные техники).

Практические методы интегральной психологии и программ интегрального тренинга включают в себя широкий спектр разнообразных по принципам и подходам, но дополнительных по сути своей, техник. 

В фокусе принципов, подходов и техник интегральной психологии:

  • личность как таковая, а не отдельные ее свойства, процессы, проблемы;
  • осуществление комплексного и всестороннего воздействия на человека (тело, сознание, бессознательная психика);
  • использование скрытого личностного ресурсного потенциала;
  • не только достижение целостности индивида, но и реорганизация его экзистенциального контекста, обеспечивающая полную и адекватную реализацию личности в социуме.

Применяя эти методы и техники, специалист по интегральной психологии не упускает из виду, что любая теория, концепция, терапевтический миф, направление, форма психокоррекции, учение, идея, житейское суждение - при кажущейся зачастую их полноте и универсальности, являются справедливыми лишь отчасти, что сценарий каждого интегративного процесса уникален. Интегральные психотехники не могут быть формализованы, растиражированы. Использование методов интегральной психологии - это, прежде всего, их творческая разработка - а, зачастую и вдохновенная импровизация - для каждого конкретного случая.

 

Интегральный тренинг

Интегральное знание или, иными словами, целостное мировоззрение – не совокупность сведений и навыков, не свод правил, но философская и психологическая интенция, имеющая практическое применение, стиль профессионального мышления, знание особого рода, образ жизни.

Получение этого интегрального знания, изменение образа жизни возможно в процессе, состоящем из трех необходимых компонент:

  • опыт целостности (его переживание, осмысление и интеграция);
  • достижение внутриличностного единства (индивидуация, самопознание);
  • практика интегративной деятельности в социуме.

Требование к интегральным тренинговым программам, реализующим этот процесс, не могут не быть высокими. Эти программы должны быть программами «нового поколения» или нового уровня подготовки специалистов любых профессий, а также личностей, имеющих возможность или столкнувшихся с необходимостью приступить к поискам самих себя.

Краеугольный камень этих программ - комплексный, системный, целостный подход. Интегральные программы должны также сочетать высокий профессиональный уровень представления и легкость освоения материала.

Еще одно, немаловажное требование к интегральному тренингу - восхождение от обыденности к высшим ценностям и глубинным смыслам, поиск и понимание места этих ценностей и смыслов в экзистенциальном контексте.

Программы интегральных тренингов подготавливают и настраивают главный (может быть, единственный) инструмент успешной жизнедеятельности - личность, которая должна быть, во-первых, целостной, а во-вторых, способной не только справляться с венчурными, инновационными задачами, но и находить яркие, интересные, нетривиальные решения обыденных.

Без подготовки этого инструмента овладение любыми навыками, методами и приемами будет малоэффективным. Здесь вполне уместно вспомнить рассуждение Поля Феерабенда об «антиметодологии» как основе прогресса или высказывание великого Гераклита: «многознание уму не научает».  В интегральных тренинговых программах даже освоение теоретической базы предусмотрено не в форме сообщения и заучивания необходимых сведений, а в форме самостоятельной творческой работы с материалом.

Специалист, прошедший интегральный тренинг и освоивший его материал способен не только взяться за сложные задачи организационной и производственной деятельности, но и предложить более высокий, даже по сравнению с системным - целостный - уровень их решения. Такой специалист, независимо от профессии и рода занятий - становится эксклюзивным, востребованным, высокооплачиваемым.


1С сайта «Integral Institute». На русском языке публикуется впервые.

Начало Начало / Интегральная психология Интегральная психология
© 2014 Тренинговый центр «Тертон».  Связь с нами Размер шрифта: Маленький размер шрифта fsz fsz fsz
scroll


asian4d pornone nonton film sub indo slot deposit dana bonus slot slot bonus new member live draw sgp daftar togel online syair hk




Движок сайта: SpoonCMS
Дизайн: Ashwood