|
Новости сайта:
|
11 Февраля 2014 Изучая Вайвейшн, Вы приобретете возможность управлять тем, что значат для Вас Ваши эмоции, так что усилия для подавления их больше не ограничат Вашу свободу, счастье и эффективность.
Изучение Вайвейшн можно сравнить с обучением летать на аэроплане. Сначала вам нужен инструктор, чтобы научить вас управлять самолетом, знать особенности полета и обеспечить безопасность в первых полетах. После того, как вы научились, вы можете летать самостоятельно, без инструктора, куда угодно.
|
|
|
|
БиблиотекаВсе материалы взяты из открытых источников и представлены исключительно в ознакомительных целях. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы считаете что материалы опубликованые в нашей библиотеке нарушают ваши авторские права, напишите нам на e-mail: abuse@terton.ru Администрация сайта не несет ответственности за содержание материалов. | Изучение смерти имеет ключевое значение для осознания психических процессов. Без близкого знакомства с переживанием смерти и процессом смерти-возрождения невозможно понять религию, мистику, шаманизм, мифологию. Согласно различным мистическим школам, люди, пережившие смерть или смертельную опасность и возвратившиеся к жизни, называются дважды рожденными. Соприкосновение со смертью изменяет отношение к ней независимо от того, является ли данное соприкосновение чисто символическим или же происходит в действительности, например, в результате несчастных случаев либо в ходе событий, приводящих к клинической смерти.
Благодаря тому, что публикация книги Хосе Аргуэллеса «Фактор Майя. Путь за пределами технологии» ( Jose Arguelles «The Mayan Factor: Path Beyond Technology», 1987) привлекла внимание массового читателя к древним пророчествам, связанным с концом Майанского календаря, который начался 11 августа 3114 г до Р.Х. и закончится 21 декабря 2012 г. после Р.Х., эта дата стала центром внимания многих статей, книг, темой различных конференций и готовящегося к выходу в свет фильма «2012 год». Аналогичные пророчества об окончании Великого Цикла можно найти во многих других культурах и различных религиях. В это верят индейцы племени Хопи (Hopi), Навайо (Navajo), Чероки (Cherokee), Апачи (Apache), Ирокезов (Iroqious), древние египтяне, люди, изучающие Каббалу, Евсеи, старейшины племени Куэро (Qero) в Перу, племя Догонов, живущих в районе пустыни Сахара, и австралийские аборигены.
|
|
|
|
Личность — сложная многоуровневая система коммуникации, биоэнергоинформационного обмена со средой; именно качество коммуникации определяет уникальность каждой отдельной личности. В целом, потенциал развития человеческой личности предполагает ее полную открытость и свободу обмена, накопления, перераспределения всех возможных видов энергии и информации.
Нарушения, конфликтные зоны личности — это зоны, в которых нарушено общение, свободное течение естественных процессов. Следовательно, прогрессивным путем развития личности будет путь уменьшения раздробленности, внутренней непротиворечивости, движение к целостности.
Издавна у людей существует интерес к тому, что больше чем личность человека. Тяга к заличностному, трансцендентному побуждала человека обращаться к шаманизму, религии, духовным практикам, в конце концов - к алкоголю, наркотикам. Неугасающее любопытство к тому, что непознаваемо, живет в каждом человеке по сей день. Попытка получить ответ на значимый для конкретного человека вопрос не всегда венчается успехом. Очень много и вовсе неразрешимого. Наркомания, зачастую, - это поиск ответов на вопросы этой реальности путем перехода в реальность иного порядка. А может быть и бегство от действительности, поиск свободы в измененном состоянии сознания.
Термин - холотропные, буквально означает «ориентированные на целостность» или «движущиеся в направлении целостности» (от греч. Holos - «целое» и trepein - «двигаться в направлении чего-либо»). Термин указывает на то, что, находясь в обычном состоянии сознания, мы не целостны, а раздроблены и отождествляемся лишь с небольшим фрагментом того, что мы есть в действительности.
Важно подчеркнуть, что эпизоды холотропных состояний различной глубины и продолжительности могут возникать и спонтанно, без какой-либо явной причины, а зачастую и против воли самого человека. Поскольку современная психиатрия не проводит различия между мистическими или духовными состояниями и психотическими эпизодами, людям, переживающим эти состояния, часто диагностируют психическое заболевание и подвергают обычному фармакологическому лечению.
Статья подготовлена по материалам С. Грофа.
|
| Холотропная терапия открыла новые типы психотерапевтических механизмов. В отличие от терапии, ориентированной на повторное переживание травмы, ее вспоминание и направленную на вербальную работу с травмой, холотропная терапия стала работать с травмой как с процессом, который необходимо поддерживать и который ни в коем случае нельзя программировать. С точки зрения ориентации на целостность и здоровье, не имеет большого смысла рассуждать на языке различных школ о том, что является проблемой, ибо, если бы мы собрали, скажем, консилиум специалистов из различных школ, то получили бы множество ответов на то, что является причиной болезни, как с ней работать, какие лекарства нужно прописывать, какие виды психотерапии проводить, что является излечением, каковы критерии завершения процесса излечения, каковы принципы диагноза.
|
|
|
| Сны люди видели, видят и будут видеть во все времена. Вопрос в том, что люди видят в своих снах. И как они это видение трактуют. Кто-то считает сновидения ментальным мусором дневных переживаний, кто-то - ценной информацией и языком Вселенной.
Сновидения всегда предостерегают и предупреждают о каких-либо важных событиях дневной реальности. Почему же тогда, если они так важны, они так непонятны? Структура пространства обитания сновидений не линейна, а объемна. И, соответственно, способ передачи информации не прямой, а символический, образный. И потому - не всегда легко читаемый. Однако образы - это лишь склеивающий материал сновидений. Образы подбираются из совокупности всего жизненного опыта сновидца: из прожитого, увиденного, прочитанного, услышанного или даже придуманного. Поэтому сновидения могут быть хаотичны и спутаны. Основную информацию при этом несут эмоции, которые человек испытывает, видя образы.
... Существует множество различных подходов в работе со сновидениями. С древних времен, в различных культурах и цивилизациях жрецы и пророки всегда обращались за помощью к снам, возводили храмы для сновидческих ритуалов, считали сновидения мыслями Богов. Именно с работы со сновидениями в 19 веке начала формироваться и становиться психология, как будущая научная дисциплина.
Вспомните ваших бабушек и мам, которые на рассказ о чем-то напугавшем вас ночью говорили, что это просто сон и его стоит поскорее забыть. Большинство из нас именно этому и учат в детстве. И так мы постепенно учимся забывать ночные путешествия и не придавать им значения. Так мы учимся переставать слышать и чувствовать самих себя. Так как именно в сновидениях, которые намного ближе к нашей душе и духу, чем привычное рациональное восприятие мира и находится то самое истинное и настоящее, что дает радость и гармонию жизни. В мире снов находится именно то, что многие из нас теряют в детстве, а затем либо так и не обретают вновь, либо отправляются на поиски на различные психологические семинары или в различные духовные школы. Хотя ответ всегда рядом, всегда внутри каждого. И один из самых простых путей, как вновь обрести себя истинного, услышать ответы на беспокоящие вопросы и понять о прошлом и будущем - это раскрыть послания собственных снов.
|
|
|
|
Трансперсональная парадигма дает принципиально новое и целостное понимание шаманизма и - шире - традиционной магико-мистической практики как целостного психологического опыта. Это предопределено в первую очередь тем, что в трансперсональной психологии измененные состояния сознания рассматриваются не как однозначно патологические симптомы, причину которых нужно устранить, сами же симптомы подавить, а как кризисный этап в развитии человеческой психики. В практической психологии известно: такие переживания, если позволить им проявиться и достичь завершения в клинически безопасном контексте, сами по себе обладают мощным целительным потенциалом. Подобный взгляд позволяет снять длящуюся уже несколько десятилетий дискуссию на тему: здоров ли шаман психически, или нет. Кроме того, трансперсональный подход позволяет взглянуть не только на шаманскую болезнь, но и на все инициатические ритуалы, все обряды перехода традиционных культур как на ситуации прямого контакта индивида (группы) с недоступными в обыденной жизни (перинатальными и трансперсональными) слоями психики; нейтрализовать таящиеся там негативно-разрушительные паттерны и интегрировать позитивно-креативный потенциал. Иными словами, весь комплекс ритуалов конкретной культурной традиции выступал в роли психотерапевтического алгоритма, интегрирующего все слои человеческой психики.
|
| Достаточно одного взгляда на человека, носящего в своей памяти тяжелое переживание, актуализированное в настоящем, для того, чтобы определить наличие этого переживания. Обычно, человек пытается скрыть вырывающуюся к реализации эмоцию, возможно интерпретируя ее как негативную. Но напряжения, возникающие у человека, подавляющего свои эмоции, помогают разрушать «первичную суть», что увеличивает свойственное большинству людей отчуждение от себя и других (Лоуэн, 1975). По Лоуэну, «первичная суть» представляет собой удовольствие от жизни, источником которого являются свобода движений и отсутствие напряжения в теле. В современном мире «дистресса» и стимуляторов, приобретенный автоматизм контроля телесных напряжений не позволяет иметь достаточно свободы движения для своевременного отреагирования телесных напряжений. Во многих случаях терапевтической практики наиболее эффективными остаются методы, включающие в себя элементы катарсиса(от греч. catharsis — очищение).
Музыкальная культура в своем глубинном значении давно вышла за пределы круга любителей музыки в современном мире. Широкое использование музыки в целях воздействия на состояние человека сейчас приняло почти тотальный характер. Свойство музыки влиять на состояние человека применяется сейчас в терапевтических сеансах, рекламе, кино и т.д. Недостаточно глубоко изученное современной психологической наукой направление музыкотерапии и музыкосуггестии приносит, в том числе, неожиданные результаты использования музыки для воздействия на состояние сознания, особенно в массовом масштабе. Отсутствие рекомендаций, обоснованных научными исследованиями, позволяет выбирать новоявленным музыкальным «Кашпировским» и «Чумакам» дилетантский подход, при котором позиционируется авторитарность, подразумевающая, что любой продукт деятельности этой личности имеет обозначенное свойство, не зависимо от соблюдения технологии производства. Что выхолащивает саму идею правильного использования музыки в процессах позитивирования, терапии, реабилитации и профилактики стрессовых, депрессивных и патологических тенденций психики.
Музыка во все времена, с момента своего возникновения, использовалась как средство воздействия на сознание людей. С ее помощью достигались разные цели. Знающие люди с умом подходили к музыкальному оформлению своих мероприятий. Например, христианская церковь запрещала музыку в своих храмах, до правления папы Римского Григория I, который разрешил, и, даже сам писал музыку для исполнения молитв. Однако эта музыка должна была быть не эмоциональна, без аккомпанемента, и мужской хор исполнял песни в унисон. Такой стиль называется григорианским пением. И по сей день это пение настраивает на божественный лад, вызывая возвышенные, ангельские чувства у прихожан и священнослужителей в стенах храмов и монастырей. Григорий I был человеком, который знал, чего он хочет добиться с помощью музыки. И был не одинок в своем отношении к музыке.
|
| В романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» одного из главных персонажей зовут Мелькиадес. Это старый цыган, обладающий невероятными способностями. Большую часть книги он действует, будучи мертвым. Его комната в доме Буэндиа является местом, где сконцентрирована бесконечная, но, тем не менее, доступная разуму информация о прошлом, настоящем и будущем. По сути, все, что происходит в романе Маркеса, так или иначе написано самим Мелькиадесом. Комната Мелькиадеса стала для меня символом тех событий и тех знаний, о которых я расскажу Вам...
|
|
|
| ...Вроде бы человек уже обеспечил себя и своих потомков до седьмого колена, а никак не может остановиться. Но есть люди, которым удается «соскочить», они уходят в политику, во власть - становятся депутатами, выдвигают свою кандидатуру на губернаторских выборах. Или вообще начинают писать картины!.. Когда такое случается, малоимущие обыватели или те богачи, кто остановиться не в состоянии, могут покрутить пальцем у виска, но я вам как специалист скажу: это не диагноз, это просто особенности личности...
|
| Радиальная структура сознания (РСС) - концепция строения и деятельности онтического единства рационального и внерационального, персонального и трансперсонального. В соответствии с этой концепцией бессознательное - неотъемлемая, более того, фундаментальная, доминирующая, структурирующая и смыслопорождающая компонента сознания. Важнейшие функции сознания - от простых (рецепция, мышление, рефлексия), до высших (самопознание, самоконтроль, самоактуализация) - опираются на априорные паттерны, содержания, механизмы и процессы бессознательного.
Практика специалиста глубинной психологии напоминает историю Мишеля Полани о пианисте, поражающем слушателей своей виртуозной спонтанностью, или «Работу актера над собой» К. С. Станиславского.
Непринужденное парение музыканта в пространстве звука или артиста в пространстве мизансцены – результат досконального знания произведения и изнуряющей наработки навыков владения инструментом и самим собой. Однако на сцене не только гаммы и упражнения, но и тексты должны остаться далеко в стороне, открывая выход непосредственному переживанию в момент исполнения – истине сценического искусства, противопоставляемой системой Станиславского суррогатам представления и ремесленной манеры доклада роли.
Добросовестная работа с клиентом, особенно в таком спонтанном жанре, как арт-терапия, не может быть ни ремеслом, ни наигрышем. В ее основе - как вросшая в артиста роль, как слияние музыканта с нотами и клавиатурой – не стереотипы, приемы и техники, а исчерпывающее понимание сути, структуры и драматургии той самой целостности, на достижение которой направлено искусство исцеления искусством.
Энциклопедии и философские словари определяют развитие как изменение, неотъемлемые составляющие которого - необратимость, направленность, закономерность. Однако, процессы индивидуации (интрапсихического развития личности) - охватывающие не в том числе, но в основном бессознательные слои и их взаимодействие с сознанием - обратимы, спонтанны и не закономерны (не формализуемы и не возобновимы). Психологические справочники, по привычке редуцирующие сознание к отражению, не идут в сторону психики далее трех упомянутых составных частей, а личностное развитие связывают с социализацией, оставляя за пределами своих статей (концепций) главный (единственный) фактор, обуславливающий динамику и успешность социализации - процесс экстериоризации. Поэтому повествование о развитии личности приходится начинать ab ovo - с определения.
Открытие себя - самое гениальное открытие! Открыть, понять себя необходимо для того, чтобы реализовать себя, найти социальное приложение своим талантам и способностям, стать востребованным и успешным.В открытии себя- решение проблемы идентичности, ответ на вопрос: «кто я». Кем нужно быть, чтобы ответить на него с достоинством и легкостью. Удачливым бизнесменом? Самовлюбленным глупцом? Или самим собой – человеком, постигающим свой жизненный смысл, оберегающим территорию своей души, свою психологическую собственность. Открытие себя - не адаптация под социальные лекала - но самоактуализация- успешное воплощение талантов, склонностей и творческих устремлений.
|
|
|
|
|
| Для начала я приведу основные принципы теории Юнга. Объясню базовое понимание психического и его компонентов. Также я кратко затрону то, что Юнг назвал индивидуацией, процессом развития психики во второй половине жизни.
Вслед за теорией я опишу мифологическую основу танца. Роль музы Терпсихоры, «той, что любит танцевать», в историческом контексте развития сознания. Однако танец значительно старше, чем классическая Греция, поэтому я попытаюсь отследить его происхождение от рассвета истории.
На общепринятом уровне у всех нас имеется представление о ритуале и его значении в царстве животных, со структурированными движениями и последующей важностью для продолжения конкретных видов.
Равным образом современная квантовая наука показала, что даже в мельчайших частицах существуют самые замысловатые танец и движение, являющиеся неотъемлемой частью их текущего существования, как пишет Гари Жуков (1979) в книге «Танцующие мастера Ву Ли». Пока я не чувствую готовности глубоко исследовать квантовую теорию, а всего лишь хочу продемонстрировать универсальное качество гармоничных взаимосвязей, вовлеченных в творческий процесс.
|
| Мой путь привел меня через хореографию, театральное образование к писанию, рисованию, терапии, исследованию греческих архетипов и библейских образов.
Я начала танцевать еще ребенком, занималась современными танцами, классическим балетом и хореографией. Потом был Моше Фельденкрайс, инженер и физик по образованию, со своей книгой «Осознавание через движение». Юнговская практика открыла мне, как можно нарисовать и описать словами мои собственные путешествия. Работая с Полом Ребилло, я натолкнулась на «Героя с тысячью лиц».
|
|
|
| Процессуально-ориентированная психология (ПОП), чаще называемая «процессуальной работой» (ПР) была разработана 25 лет назад моим партнером Арнольдом Миндел-лом и его соратниками в Швейцарии и США. ПР — это форма психотерапии, в основании которой лежит древнее учение Даосизма и знание о мудрости природы. Она с уважением относится к познанному и понимаемому миру, и в тоже время погружается в таинственные и неизвестные, сновидческие измерения жизни. Спектр ее применения очень широк: от работы с людьми в предсмертном и коматозном состояниях, до групповой и политической деятельности, до работы с взаимоотношениями, с движением, с телом (bodywork), а также используется в медитациях и искусстве. ПР показывает, что зачатки решений и огромные источники творчества обнаруживаются как раз там, где мы меньше всего ожидаем их обнаружить: в наших самых трудных проблемах, в спонтанных движениях и в снах.
Движение, в самом широком смысле этого слова, — сердцевина ПР, т. к. сам термин «процесс» означает поток переживания, опыта, т. е. движение, изначально присущее жизни и природе. Подобно даосам, живущим в исследовании и приспособлении к постоянным трансформациям, изменениям в природе, процессуально-ориентированный специалист наблюдает и присоединяется к реке переживаний и пытается помочь природе развернуть, раскрыть себя. Вне зависимости от того, фокусируется ли он на телесном симптоме, сне, на движении или на конфликте во взаимоотношениях, на групповом взаимодействии или на экстремальном состоянии сознания (другими словами, называемом психозом) процессуальный специалист всегда задает вопрос: «А что движется? Что сейчас изменяется?» и пытается следовать извилистой тропинке природы.
|
| Танцевально-процессуальный подход использует движение для развития социальной и личной жизни человека. Он показан людям всех возрастов и с любыми запросами, касающимися эмоциональной, когнитивной или физической сторон жизни.
Это исследование возможных способов взаимодействия через телесные прикосновения, движения, голос, взгляд, дыхание.
Танцевально-процессуальный тренинг – это не структурная, прописанная заранее, четко прорисованная форма. Это подход, в котором танцующие движутся, руководствуясь собственными импульсами и интуицией. Сознание при этом наблюдает, свидетельствует и осознает телесные процессы и эмоциональные переживания.
Процессуальный танец тесно связан с формами близкого телесного взаимодействия: объятиями, борьбой, сексом. И включает широкий диапазон движений, от неподвижности до сложных атлетических элементов. Такие крайние формы телесного проявления диктуют определенный способ движений в расслабленном или напряженном, наполненном или опустошенном потоке. Что расширяет диапазон переживаний. И тренирует открытость и готовность к ним. Танец и его спонтанность, свободное перемещение тела в пространстве, а также движение самого тела, становятся нерациональными, интуитивными и приводят к непредсказуемым ситуациям и их осознанию.
|
| «Жил в одном древнем американском племени дурак, наделенный дурацкой мудростью, которого прозвали «перевернутый». И все он делал не так. К примеру, конь его скакал правильно, а он сидел на нем задом наперед. Вот так и мы могли бы снова научиться наслаждаться жизнью – развернув наше сознание в противоположную сторону, чтобы начать видеть и делать все совершенно по-новому», – говорят Арнольд и Эми Минделл.
Процессуальная работа, как часто называют процессуально-ориентированную психологию, расширяет Юнговскую концепцию бессознательного и методы гештальт-практики. В ней сосуществуют и дух шаманизма, и актерская игра. Она соприкасается с практиками целительства, медитации, осознавания. Процессуальную работу вполне можно отнести к категории новой трансперсональной психологии, поскольку она пробует соединить духовные практики и западные методы психологии.
|
Начало / Библиотека |
|
|
|
|
|