Трансперсональная и интегральная психология: связь с древними духовными традициями
Холотропные или высшие состояния сознания играли решающую роль в шаманских практиках, древних мистериях смерти и возрождения - сакральных таинствах, где посвящаемый переживал сильное психодуховное преображение. Эти мистерии были основаны на мифологических повествованиях о божествах, символизирующих смерть и преображение. У древних шумеров ими являлись Инанна и Тамуз, у египтян - Изида и Осирис, у греков - Аттис, Адонис, Вакх и Персефона. Их американскими аналогами были ацтекский Кецалькоатль и Близнецы-Герои из майянского эпоса "Пополь-Вух". Эти мистерии были распространены в странах Средиземноморья и на Среднем Востоке. К ним относятся мистерии митраизма, шумерские и египетские храмовые посвящения, а также греческие ритуалы корибантов, вакханалии и элевсинские мистерии.
Свидетельством в пользу силы и воздействия подобных переживаний является тот факт, что элевсинские мистерии проводились регулярно и непрерывно в течение почти двух тысяч лет, не переставая привлекать выдающихся людей всего античного мира. Культурная значимость этих мистерий для древнего мира состоит в том, что среди посвященных в них были многие знаменитые и прославленные деятели античности среди которых философы Платон, Аристотель, Эпиктет, военный лидер Алкивиад, драматурги Эврипид и Софокл, а также поэт Пиндар (Гроф, 1997).
Важную роль играли холотропные состояния в шаманизме и великих религиях мира. Визионерские переживания основателей этих религий стали им источником вдохновения и жизни . Изначальные переживания были в той или иной степени спонтанны и стихийны, многие религии на протяжении своей истории разработали сложные процедуры, специально предназначенные для вызова мистических переживаний. К ним относятся различные шаманские практики, методы йоги, медитации випассаны, дзен и тибетского буддизма, а также духовные упражнения даосской традиции, тантрические ритуалы, различные методы, разработанные суфиями, исламскими мистиками. В своих священных церемониях, или зикрах, суфии регулярно использовали усиленное дыхание, религиозные песнопения и танец кружения, вызывающий состояние транса.
В иудео-христианской традиции можно упомянуть дыхательные упражнения ессеев и их крещение, где человека погружали в воду и топили до полусмерти, христианскую Иисусову молитву (исихазм), практики Игнатия Лойолы, а также различные каббалистические и хасидские процедуры. Методы, предназначенные для того, чтобы вызывать и развивать духовные переживания, характерны для всех мистических ответвлений великих религий.
Источником развития трансперсональной психологии является опыт шаманизма, мировых духовно-религиозных традиций, внеконфессиональных древних и современных экстатических и трансцендентных психотехнологий. Трансперсональная психология является всеобъемлющей моделью развития сознания, которая связывает психологические и духовные дисциплины. В этом смысле йога в целом и молодое направление, возникшее в 20 веке, Кундалини-йога школы Йоги Бхаджана в частности, представляет собой один из важных источников для развития интегральной и трансперсональной психологии. С другой стороны, многое в традиции Кундалини-йоги становится доступным современному человеку благодаря трансперсональной психологии; практику Кундалини-йоги можно рассматривать как одну из интенсивных интегративных психотехнологий.
Согласно холономной парадигме, наша психика устроена так, что, входя в разные состояния, которые являются устойчивыми местами в топологии развивающегося сознания, мы можем комфортно передвигаться в них без усилий. Каждое такое состояние связано с раскрывающимся в нем видением и знанием. В холономной парадигме реальность есть "Космическая Игра" Абсолютного сознания, подобного абсолютному принципу великих мистических традиций мира. Выживание человечества и решение им глобальных проблем в значительной степени связано с его освоением опыта холотропных состояний.
Изучив основные черты холотропного (холономного) взгляда на реальность и человеческую психику, мы можем сделать следующий вывод: став общедоступной духовной традицией для современного человека, живущего в мире и не выходящего из него при вступлении на этот путь, Кундалини-йога школы Йоги Бхаджана приобретает вид интенсивной интегративной психотехнологии. При этом характерные черты ее (основные понятия и антропология) сохраняются, но утрачивают свою уникальность и самодовлеющий характер, вписываясь в холистическую парадигму современной интегративной психологии наряду с другими древними и современными традициями и практиками.
В настоящее время трансперсональная психология имеет всё большее влияние на общегуманитарную парадигму, особенно через интегральный подход Кена Уилбера и процессуальную работу Арнольда Минделла