Содержание программы «Трансперсональная психология - знание души и развитие личности»
Введение. Основные принципы трансперсонального подхода в работе с глубинными смыслами, содержаниями и процессами психики. «Внутренние искусства» самопознания, развития личности и её психологического контекста и «внешние искусства» наработки навыков и стереотипов. Практика трансперсональной психологии и психотерапии как обучение внутренним искусствам. Базовые концепциитрансперсонального подхода в работе с клиентом и самим собой:
– работа с областями психики как входящими в сферу персонального
опыта, так и выходящими за ее пределы;
– акцент на работе не
только с переживаниями, но и с помощью переживаний;
– внимание духовным аспектам жизни и развития личности;
– раскрытие и развитие творческого потенциала личности;
– продвижение к целостности - единству с миром и самим
собой;
– личность практикующего как главный инструмент практики.
Инклюзивностьтрансперсональной школы.
Стратегия трансперсонального подхода в работе с клиентом и самим собой: вопрошание – понимание – интеграция.
1 модуль. Сознание и бессознательное
Сознание, познание, осмысление и понимание. Структура психики и картография сознания. Измененные (необычные альтернативные, расширенные, экстремальные) состояния сознания и их место в психотерапии и психокоррекции. Фильтры восприятия. Отражения, модели, редактор реальности. Глубинные регионы психики - пространство основ взаимоотношений с самим собой и окружающей действительностью. Внутренний конфликт и его экстериоризация. Глубинные, неосознаваемые психологические основы негативных взаимоотношений и деструктивных взаимодействий. Понимание и интеграция конфликтующих фрагментов психики – единственный способ урегулирования и устранения внутреннего конфликта.
Личное и коллективное бессознательное. Автономные обитатели глубинных регионов психики - субличности и архетипы: наши подлинные друзья = заклятые враги = строгие наставники.
Миф – способ символического постижения глубинных регионов бытия и психики. Мифологемы бытия и мифология личности.Трансперсональное путешествие в мир субличностей и архетипов.
«Архетип – глубинная структура бытия, трансцендентная по отношению ко всякой эмпирической реальности, интуитивно постигаемая идея, вырастающая в стороне от мышления» (К. Г. Юнг).
Архетип тени и глубинная природа деструктивных состояний, негативных эмоций в межличностных взаимоотношениях и «тёмных» сторон души. Преобразование агрессии, злобы, гнева в силу, созидающую и совершенствующую личность.
Архетипы анимы и анимуса в семейных и романтических отношениях. Архетип хаоса и развитие личности и цивилизации.
UnusMundus – архетип единой, целостной, одушевленной Вселенной.
2 модуль. Целостность и идентичность.
Целостность Вселенной в современной естественнонаучной картине мира. Единство, когерентность и целостность материи и сознания. Нейрофизиологические и квантофизическиеобъяснения, парапсихологические и синхронистические подтверждения психофизической целостности мира.
Развитие интуитивного канала восприятия и способностей к управлению глубинной компонентой взаимодействий в пространстве жизни как работа на глубинном, синхронистическом уровне целостной Вселенной.
Целостность человека – единство с миром и самим собой. Компоненты и аспекты целостности.
Идентичность – основа целостности, развития личности, взаимоотношений с самим собой и окружающими. Жизненный смысл и границы личности - психологические факторы, формирующие идентичность. Следование смыслу и соблюдение личностных границ – необходимые условия успешного освоения мира.
Субъективная реальность как психологическая собственность личности: ее многополярность, уникальность и беспрецедентная ценность. Охрана и оборона психологической собственности. Психологическая безопасность и внутренние защиты от посягательств извне. Внутреннее искусство безопасного пребывания в поле вредоносных, деструктивных взаимодействий.
Работа со страхом и неуверенностью в себе. Использование энергии и ресурса страха для мобилизации личности, преодоления препятствий, принятия решений и эффективных действий в сложных ситуациях.
Внутреннее искусство взаимопонимания и совместного развития. Выстраивание пространства продуктивных и комфортных взаимоотношений с окружающими.
Конфликт – совместное переживание не состоявшегося шага к совершенству. Использование конфликтной ситуации как средства развития системы (коллектива, семьи, социальной группы).
Искусство побеждать - искусство быть побеждаемым. Профилактика психологической травмы в тяжелых жизненных коллизиях. Работа с «ударом судьбы», психологической травмой и потерей с использованием телесно-ориентированных и театральных психотехник.
Работа с зависимыми и созависимыми: терапия индивидуумов, среды и контекста и «хирургия» выведения из состояния.
3 модуль – Вдохновение как образ жизни
«Динамическая» целостность процессов жизни. Развитие личности как путь к целостности. Архетипические сценарии развития: времена года и перинатальных матрицы.
Работа с экзистенциальными, духовными и энергетическими кризисами. Депрессия и кризис как необходимые фазы развития личности и жизненного цикла. Методы и психотехники продуктивного прохождения этих фаз.
Вдохновение, энергия творческой деятельности –источник жизненной силы. Творческий процесс как главнейшая, смыслообразующаяоснова жизни. Уровни и разновидности энергии, деятельности, удовлетворения и компенсации потребностей. Мотивация как открытие перспектив удовлетворения потребностей и «включение» энергии жизни. Энергосистема деятельности (творчества). Ее структура и закономерности; ее возможные дефекты – и как их исправлять. Синдромы и способы исцеления творческих болезней. Безуспешная деятельность и профессиональное выгорание как последствия нарушения закономерностей творческой энергетики.Альтернативы и суррогаты творческих процессов. Творческая жизнь и различные виды творческой смертикак «конфессии». Специфика освоения мира для представителей творческих и нетворческих «конфессий». «Межконфессиональные» конфликты и как их избегать.
Лень как средство сбережения ресурса вдохновения – и как предохранить себя от этого предохранителя.
Освоение нетривиальных источников жизненной силы и вдохновения: энергии «из ничего», энергии неконструктивных процессов и нетворческих состояний.
Архетипы харизмы и успеха. Как нужно быть и как можно стать харизматичным.
Творческая игра – вдохновенная востребованная деятельность в пользу всех участников - как оптимальное взаимодействие. Я – субъект, объект и выигрыш творческой игры. Стратегии успешной жизни и деятельности, основанные на принципах творческой игры.
Работа с коллективным творческим процессом и корпоративным клиентом. «Работа – ремесло – мастерство – искусство» - степени самореализации и звенья цепи производства материальных и интеллектуальных ценностей. Внутреннее искусство создания в коллективе атмосферы дружбы, справедливости взаимопонимания, доверия, взаимной поддержки, способствующей совместному принятию эффективных и креативных решений, преодолению препятствий и трудностей. Преимущества и трудности творческого подхода к организации производства – и как эти трудности преодолевать Лидер и его команда.
Глубинные, энергетические и психоэмоциональные основы материального благополучия. Деньги – выигрыш или проигрыш творческой игры и «универсальное топливо» систем производства, передачи, циркуляции творческой энергии. Внутреннее искусство привлечения «духа благосостояния» и сотрудничества с ним.
Работа с персональными мифами творческого процесса и творческого успеха.
4 модуль – Дыхательные психотехники
Ребефинг, вайвейшн, свободное дыхание: история, теория, методология, основные идеи, технологии, правила проведения дыхательных процессов. Работа с аффирмациями. Дыхательные процессы в различных форматах вайвейшн. Пять элементов вайвейшн: связное дыхание, глубокая релаксация, объемное внимание, гибкость контекста, активное доверие. Обсуждение, интеграция опыта.
Теория и практика холотропного дыхания. Основные понятия: необычные состояния сознания, достигаемые в сессиях холотропного дыхания, голоса и языки их переживаний и методы интеграции. История, теория и методология холотропной терапии: сущность, источники и механизмы эффективности, клинические аспекты метода, звуковые и музыкальные компоненты холотропнойпсихотехнологии самопознания; принципы работы с состояниями сознания и ассистирования в сессиях холотропного дыхания.
Практика проведения сессий и прохождения сеансов холотропного дыхания:
- предварительные условия, музыкальное обеспечение,
структура сессии;
- работа с телом и состояниями сознания;
- интеграция опыта.