sep
Мы открываем сокровища сознания
middleshadow scroll-top

Трансперсональный подход к реабилитации наркозависимых

Г.Карельский

Наркотическая зависимость - это изолирующая привязанность к наркотику, которая постепенно выстраивает стену между человеком и внешним миром и является смертельным заболеванием, имеющим генетические, физиологические и социальные предпосылки. Широчайшая распространенность разнообразных веществ, способных дать человеку временный кайф, - одна из характерных черт нашего времени. К сожалению, все большая часть современного человечества предпочитает кратковременное легкое удовольствие другим естественным способам радоваться жизни.

Наркомания как форма духовного кризиса

Человек, проходя по жизни, подвергаясь определенным процедурам формирования личности в семье, в различных социальных институтах, сталкивается с негативным влиянием среды. К настоящему моменту человек, как часть техногенной цивилизации, становится все более зависимым элементом, а отсутствие широкой информации и образования в вопросе взаимодействия с техногенной, бездушной средой создает проблемы уже не на уровне индивидуума, а на уровне социума.
Выпустив из бутылок многих техногенных "джиннов", человек привык к благам, комфорту этой среды, но не в полной мере осознавая (а порой уже не чувствуя) побочные эффекты, он постепенно теряет самодостаточность, как автономность существования, и часто прибегает к различным препаратам для коррекции душевного и физического состояния. Таким образом можно говорить о все возрастающей фармокологической (медикаментозной) зависимости человека. Даже при минимальном изменении экологии организма, возрастающая доля химических заменителей в питании человека приводит к изменениям биохимического обмена веществ в организме, что также снижает его адаптивные функции... Это физиологический уровень.
Все большая утрата современным человеком чувственного и эмоционального восприятия мира, порожденная проблемой сенсорного голода в раннем детстве и подростковом периоде, приводит к нарушениям отношений между людьми в сторону жестких и формализованных взаимодействий. Подобная тенденция наблюдается на уровне социума.
На уровне сознания человека, происходит колоссальный разрыв между внесознательным и сознанием, что приводит к возникновению все новых форм отклонений в жизнедеятельности человека. Например, необходимость, зависимость от внешних (включая техногенные) интервалов событий (ритмов среды) которые все уплотняются, часто ведет к изменениям биоритмов самого человека, что уже является одной из причин возникновения нарушений в его организме и психике. В результате возникают искажения Образа Мира в психической реальности, что в свою очередь служит одной из причин возникновения проблем в адаптации. Вследствие этого наблюдается увеличение числа депрессивных отклонений, снижение самооценки, и как следствие уровня мотивации достижения успеха, что ведет к пассивному поведению, и создает условия для более легкого манипулирования этими чертами современного человека со стороны. При этом происходит процесс, когда расширение сознания, необходимое для адаптации и личностного роста человека, происходит с помощью более востребованных техногенной средой регуляторов поведения. Это достигается за счет употребления наркотических веществ, что ведет к усилению таких функций и состояний как агрессивность, враждебность к миру, интровертированность, депрессия, неврозы, психические отклонения: нездоровые влечения, насилие, извращенная сексуальность и другие патологии. Таким образом, наблюдается увеличение возникающих конфликтов как на межличностном, так и социальном уровнях.
В результате физиологических и психологических предпосылок происходит изменение общего фона сознания, которое приводит к блокировке бессознательной информации, что часто вызывает конфликт между желаниями и возможностями, возникновению внутренних запретов, страхов, пограничных состояний, неврозов, психозов и депрессий.
На пике статистических показателей до недавнего времени уверенно держался героин. Это самый сильный и самый распространенный на данный момент наркотик. Страшно, но факт: сегодня героин легко достать, он, пожалуй, самый дешевый из наркотических средств. Это наиболее разрушительный наркотик, дающий "тупой и чистый кайф".
Наркотики в ряде случаев выступают в качестве "заместителя" или стимулятора выработки эндорфинов, т. н. «гормонов радости». После однократного приема такого рода веществ эндорфины вырабатываются у человека в меньшем количестве. Попытка восстановить утраченные «гормоны радости» в свою очередь приводит к новой дозе. Таким образом, с некоторого момента "кайф" заканчивается, и человеку приходится постоянно поддерживать себя в норме - "сидя на системе". Возникает задача, как помочь каждому наркоману (если есть запрос) осознанно подойти к тому, что можно жить без наркотиков, быть успешным и социально адаптивным и таким образом научить свой организм способам выработки собственных «гормонов радости»? Как научить наркомана воспринимать свое тело, свое сознание с созидательной точки зрения?
Наркомания и алкоголизм, по мнению Кристины Гроф, во многих случаях, могут быть формами духовного кризиса - поиском ответов на вопросы путем перехода в иную реальность. А может быть и бегство от действительности, поиск свободы в измененном состоянии сознания. В этом случае наркотик воспринимается, как самый эффективный антидепрессант.
Зависимость отличается от других форм духовного кризиса тем, что духовное измерение здесь часто скрыто за разрушительной приро¬дой этого расстройства. В драмах духовного кризиса люди сталкивают¬ся с проблемами, вызванными духовными или мистическими состояниями ума. В случае зависимости многие трудности возникают из-за поиска более глубоких измерений внутри себя.

Интегральный подход к реабилитации

Под «зависимостью» можно понимать не только хроническую потребность человека в алкоголе или в наркотикотических препаратах. Это зависимость от привычных состояний и влияний среды общения - это болезнь не отдельного человека, а всей его семьи (созависимость), поэтому важен комплексный системный подход к вопросам реабилитации в котором значимую роль играет трансперсональная психология и интегральный подход Кена Уилбера, дающий возможность определять какие методы пригодны на тех или иных стадиях внутреннего конфликта.


К сожалению, клиентами реабилитационных центров часто становятся наркоманы, в том числе из так называемых благополучных семей, где родители решают свои проблемы за счет детей, осознанно или не осознанно преспосабливая их под себя или откупаются от детей деньгами заменяя ими любовь и внимание, включая телесный контакт.
Первое, что любой родитель делает, желая приспособить ребенка под себя, - обустраивает его жизнь огромным количеством мелких абсурдных запретов. Ребенок начинает существовать в вечных "нельзя", "не то", "не так", и так далее. Когда ребенок начинает продираться сквозь запреты, его сила и творчество не могут проявиться так, как они проявились бы естественным путем, и в ребенке начинает разжигаться огонь протеста, раздражения и злости. Ребенок бунтует и в этот момент, родитель с ощущением выполненного долга наказывает ребенка. У родителя появляется облегчение: наконец-то можно оправданно наказать. Ребенок раз за разом попадает в такую ситуацию и его активная творческая воля оказывается, с одной стороны, связана с темами непослушания , агрессии, раздражения вплоть до ненависти, а с другой стороны - душевной болью и страхом наказания. Родители производят связку волевых качеств ребенка с темами агрессии с одной стороны и темами наказания с другой стороны. Ребенку тяжело нести в своем сознании и теле ощущение собственной злобности, агрессивности, и ощущение боли наказания, то есть неодобрения родителей, как значимых других и непогрешимых авторитетов. Таким образом, диссоциируя эти чувства, ребенок диссоциирует связанный с ними аспект воли, то есть, диссоциирует собственную силу. Тем самым процесс диссоциации воли завершен на уровне семьи.
Обида на родителей сохраняется, но ребенок не может позволить себе прямо наказать родителей, и он наказывает их посредством медленного самоуничтожения с помощью наркотиков. Убивая себя, наркоман получает возможность манипулировать родителями и получать от них все, что ему нужно, играя на их чувствах. Так как воля наркомана диссоциирована, то он получает средства к существованию и внимание за чужой счет. Он научился жить, как мелкий домашний тиран, стремящийся безответственно удовлетворять свои запросы и прежде всего удовлетворять потребность в состоянии удовольствия, стремясь создать себе виртуальный рай.

Исследование темы саморазрушения посредством наркомании приводит нас в перинатальный период. Там можно встретиться с рядом феноменов, которые впоследствии могут оформиться в ярко выраженные деструктивные тенденции. Работы пионера трансперсональной психологии Станислава Грофа очень хорошо показывают, что перинатальная динамика впоследствии ложится в основу определенных структур динамики нашей жизни, то есть перинатальная динамика закладывает определенные эволюционные программы, которые человек реализует в разных областях своей жизни.


Идея Грофа состояла в том, что перинатальную динамику, имеет смысл разложить на четыре этапа, и каждый этап дает рождение некоторм изначальным состояниям, которые проявляются во всех аспектах нашей жизни.


Перинатальный период описывается языком матриц примерно так: первая матрица - это период от зачатия до начала схваток; вторая матрица - от начала схваток до раскрытия родового канала и начала продвижения по родовому каналу; третья матрица - это само по себе движение по родовому каналу до момента выхода; и четвертая матрица начинается, когда мы рождаемся и включает в себя все, что с этим связано.

Образно говоря, именно эта перинатальная динамика отражена в библейской истории об изгнании из сада Эдема, грехопадения, низвержения в ад, и обретения рая. То есть, раскладка примерно такая: первая матрица - это сад Эдема, первичный рай без знания добра и зла, безопасность, изобилие, - все, что только можно пожелать. Вторая матрица - это появление дуальности, разделение мира, грехопадение. Третья матрица - это ад, и, наконец, четвертая матрица - это возвращение в рай.

Вначале мы поговорим об идеальных родах, а затем посмотрим, как меняется ситуация, и как начинают проявляться деструктивные предпосылки к наркозависимоси, как форме медленного саморазрушения, когда в родах существуют определенные нарушения.

Если смотреть на раскладку по тем основным понятиям, на которых построен этот материал, - любовь, боль, агрессия, сила, то их можно привязать таким образом.

Первая матрица - это достаток, комфорт, гармония с миром и любовь, как нерасчлененное состояние, поскольку в первой матрице существует недуальное, нерасчлененное состояние. В первой матрице плод двигается, но движение и покой еще не разделены: вечное движение и вечный покой существуют одновременно, там нет точки отсчета, тем нет пунктов А и Б.

Во второй матрице, когда начинаются схватки, мы встречаемся с тем, что впоследствии можно назвать болью, то есть резкое повышение интенсивности физической, эмоциональной. Ребенок еще не знает слова "боль", он не знает, что такое боль, но мать, предположим, знает, и в этот момент ребенок воспринимает определенный набор сигналов, который мать и окружающие четко оценивают и означают как боль. То есть, во второй матрице мы встречаемся с болью и страданием. Но не только с болью. Мы встречаемся с силой, но еще не с полной силой, а с одним из ее аспектов. Для второй матрицы характерно возникновение в пространстве, которое ребенок еще продолжает считать самим собой, некоей силы, воздействующей на то, что он тоже еще продолжает считать самим собой. С одной стороны, в этой фазе есть еще нерасчлененность сознания, то есть ребенок не разделяет себя и мать, он воспринимает ее и себя как единое существо, тем не менее какие-то "трещины" в этом состоянии уже появляются, и сила, проявляющаяся в пространстве, воспринимается больше как внешняя. То есть, во второй матрице позиция силы - активная, а собственная позиция - пассивная. Родовой канал закрыт и ребенок находится в безвыходном положении. Существует сенсорная перегрузка и большое количество физических и эмоциональных сигналов. Сила как бы существует сама по себе, ее существование несомненно, это сильно отличается от всего того, что было раньше и с ней ничего нельзя сделать, кроме как просто воспринимать, терпеть это воздействие. То есть, позиция во второй матрице дает нам возможность ребенку познакомиться с пассивным аспектом силы, с тем аспектом, который дает нам впоследствии выносливость, терпеливость, умение общаться с превосходящей силой, безответственно не убегая. Во второй матрице у ребенка может закладывается программа: "Возможно жизнь, это безвыходное страдание".

В третьей матрице знакомство с болью углубляется. Ребенок встречается с новыми аспектами боли. В третьей матрице впервые появляется некое "здесь" и некое "там", движение между точкой А, где уже плохо и точкой Б, где уже трудно, некомфортно существовать, - схватки, воды отошли, боль. Очевидно то, что нужно идти вперед, нужно рождаться испытывая боль и проявляя первую агрессию в борьбе за выживание. То есть, в идеальных родах выбор между А и Б очевиден - надо рождаешься не потому, что туда хочется, а потому что остаться здесь означает смерть. Впервые ребенок знакомится с понятием движения от А к Б, некой цели, некоего направления т. е. рождению как независимого, автономного существа.
Таким образом, у ребенка закладывается программа, которая дальше в жизни реализуется так: "Чтобы достигать чего-то важного в своей жизни, нужно испытывать боль".
Движение по родовому каналу причиняет боль и ребенку и матери. И, возможно, ребенок чувствует, что дискомфортно еще какому-то ряду людей. Возникает вторая программа: "Чтобы достигать особенно важных целей в своей жизни, нужно причинять боль другим людям, особенно самым близким".
Ребенок проходит по родовому каналу и пуповина уже может обеспечить изобилия первой матрицы. Возникает связка - больно ребенку, больно матери и еще голодно. Получается третью программа: "Чтобы достигать важных целей в своей жизни, нужно себе в чем-то отказывать".
Эти идеи существуют на уровне неосознанных программ - постулатов, то есть, многие люди живут, реализуя эти программы в своей жизни, абсолютно не подвергая их сомнению. Абсолютно не задавая себе вопроса: а может быть, и по-другому можно?
В третьей матрице ребенок впервые попадает в активную позицию но в ней основную роль играют схватки и прохождение родового канала - то есть, жизнь, природа, силы, ведущие нас. Кроме того, в третьей матрице, ребенок знакомится с собственной силой, в дальнейшей жизни, трансформирующей внутреннее состояние и состояние окружающего мира.
Третья матрица - это ад действенный, горячий, в нем есть взаимодействие и активность, в нем есть ощущение близости, хотя там есть боль, страх, и многое другое. После того, как мы рождаемся и нам перерезают пуповину, и мы попадаем в состояние невозможности сделать первый вдох, а потом нас на несколько часов или дней относят в полное одиночество, в холодный ад.

Четвертая матрица. Если в родах нет патологии, ребенок рождается в воду, и его принимают любящие руки отца, если ему не перерезают пуповину, а дают ей закончить пульсацию и пересохнуть, его сразу кладут на грудь матери и если все-все члены семьи его ждали, то в четвертой матрице действительно реализуется метафора возвращения в рай.
В неидеальных роддомовских родах, и в современной культуре зачатия и беременности первая матрица присутствует совершенно в другом виде. Беременность идет по графе болезней, то есть, весь социум проникнут идеей, что беременность - это не вполне нормальное, часто нежелательное состояние, приносящее множество неудобств. Но, с другой стороны, первая матрица еще остается в некоторой степени садом Эдема, а вот четвертая матрица искажается полностью. И там, где у нас должно было быть записано "Память о возвращении в рай", у нас, оказывается, записано: "Холодный ад".

У нормально рожденного человека направление достаточно четкое, он знает: "Да, пусть страшно, пусть больно, зато существует возвращение в рай". У человека, рожденного в роддоме, единственное эволюционное направление, которое чувствует его тело, это "Мамочка, роди меня обратно". Любой ценой вернуться в первую матрицу, потому что это - единственное место, где хоть как-то ощущалась любовь, единство, комфорт. В результате в различных ситуациях и особенно в важных жизненных ситуациях, тело подсказывает прямо противоположный выход. То есть у человека сбит естественный интуитивный подход к направлению в жизни. То место, которое раньше для людей было обозначено интуитивным ощущением цели, - для современного человека обозначено страхом и сопротивлением. И, таким образом, появляется некоторая рикошетирующая стена, то есть: достигать, так никогда и не достигнув. Потому что процесс - все, а достичь - смертельно опасно, результат процесса - холодный ад. Для наркомана целью любой его деятельности является не материаьный результат, а некий постоянный процесс и случающееся состояние.
Естественное для наркомана желание вернуть себе потерянный рай реализуется на практике посредством программы - "мама, роди меня обратно". Это безвольная попытка убежать от мира наркомана с его безвыходностью, болью, агрессией и ограничениями. Это равносильно самоубийству, так как обратное рождение соответствует смерти. Говоря метафорическим языком, на личностном и социальном уровнях умирает взрослый, автономный человек и рождается зависимый ребенок, который в свою очередь двигается в направлении смерти личности и тела. На самом деле, наркотический суицид, это бессознательная попытка уничтожить старое эго и возродить его в новом созидательном качестве, а тело убивать для этого совсем не надо. Эта попытка обусловлена естественной тягой человека к трансцендентному, заличностному, к тем областям., доступ к которым позволяет трансформировать любую негативную программу до ее эволюционно позитивного намерения.
Следует учитывать и тот факт, что в ряде случаев, запускающим моментом наркозависимости становится обезболивание при родах. Обезболивающий препарат не фильтруется полностью плацентой и попадает в организм ребенка. Таким образом, при попадании обезболивающего средства в организм на фоне интенсивных сенсорных перегрузок формируется подсознательная программа: "Когда плохо, нужно прибегнуть к помощи антидепрессантов или наркотиков". На межличностном и социальном уровнях эта программа выражается через решение собственных проблем за счет других людей и, прежде всего, за счет родителей.
Исходя из сказанного выше была разработана и опробована комплексная реабилитационная программа, где специалисты работают с наркозависимыми в рамках экзистенциально-трансперсонального подхода и интегративных психотехнологий.
В их арсенале веер самых различных техник от традиционных наработок по психологии (холотропная терапия, холодинамика, вайвэйшн, свободное дыхание, ребефинг, ТО-инсайт, НЛП, психодрама, телесноориентированная терапия, гештальт - терапия, контекстуальные тренинги и др) до духовных практик. Техника использования трансперсональных методик работы с клиентом без зависимости и наркоманом в принципе одинакова. Только во втором случае ставится акцент на укрепление волевых качеств, выявление мотивации и устранение зависимости от чужого негативного влияния.
Работа ведется по разным направлениям. Это обучающие семинары, индивидуальная работа и групповые тренинги. Концепция реабилитационной программы выражается девизом: «Мы не лечим от наркозависимости, мы учим жить без наркотиков»
Традиционные методы лечения опийной наркомании - только медицинская детоксикация или только психологическя поддержка, являются мало эффективными. Это объясняется многоуровневостью наркотической зависимости. Как было экспериментально доказано, это определяется тем, что на глубинном, бессознательном уровне у личности остается психологическая (эмоциональная) зависимость от состояний даваемых наркотиком - состоянием транса. По большому счету необходима работа медиков, снимающих физическую зависимость, и психологов, снимающих зависимость психологическую и помогающих развивать сознание. Каждый человек имеет ресурс для вхождения в состояние, близкое к состоянию наркотического опьянения, но естественные ощущения имеют совершенно иное качество. Действительно, традиции уходят к шаманизму. Техники предельного опыта хранятся в традициях многих древних культур. Устно и письменно дошли до нашего поколения старинные ритуалы, инициатические практики, а хождение по раскаленным углям до сих пор практикуют болгары. Это древние практики целительных путешествий в глубь себя, позволяющие ближе узнать свое бессознательное, а также выйти в область коллективного бессознательного (смотри Юнга), объединиться с конденсированным опытом других поколений, космосом, Вселенной.
Открытие потаенных глубин бессознательного предполагает поднятие человека на новую ступень личностного и духовного развития, его перерождение. Действительно, на наших глазах происходят изменения клиентах. В их образе мыслей и способах действия. Работа с психологом, несомненно, стимулирует преображение личности. Но психологи не берут на себя ответственность за духовное развитие человека, т. к. эта высокая миссия находится вне их компетенции и принадлежит скорее посвященным в духовный сан. Взаимодействуя с клиентами, тренеры - психологи создают и укрепляют базу для их личностного и духовного роста.
Для успешного разрешения сложного вопроса должен быть взгляд на него как бы со стороны. Человеку необходимо (по нашему мнению) преодолеть рамки собственной тюрьмы, тюрьмы стереотипов, устоев, зависимости. Возникает задача - выйти за рамки своих проблем, на трансперсональный уровень.
Термин "трансперсональная психология" имеет латинские и греческие корни.
Греческое слово "психология" состоит из двух слов - "psyche", что означает душа, дух, дыхание и "logos", т.е. слово, рассуждение. Выходит, что первичное значение слова "психология" следующее: "слово души" или "слово духа". Слово "трансперсональная" происходит от латинских "trans" и "persona", т.е. "сквозь", "через" и "маска". Таким образом, изначально "трансперсональная психология" подразумевает "слово души сквозь и по ту сторону маски".
Трансперсональная психология - это одно из направлений совре¬менной психологии, развивающее основные теории и идеи европейской психологии на основе опыта мировых духовно-религиозных традиций, внеконфессиональных древних и современных экстатических и трансцендентных психотехнологиях. Согласно современному определению трансперсональная психология является всеобъемлющей моделью развития сознания, связывающей психологические и духовные дисциплины.
Трансперсональная психология занимается исследованием предельных способностей и возможностей человека, она изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, ду¬ховный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, парапсихологические феномены. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклас¬сическую философскую антропологию, мировые духовные тради¬ции, включая шаманизм, а также разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие, как медитация, холотропное дыхание, телесно ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, актив¬ное воображение, самогипноз и т.д.
Целью трансперсональной психологии является расширение существующего психологического знания путем привнесения новых точек зрения. За счет этого человек открывает для себя пути, ведущие к внутренним источникам мудрости.
Трансперсональная психология начала оформляться как самостоятель¬ная область исследований в конце 60-х годов в США. Основателями этого направления выступили широко известные психологи, психо¬терапевты и мыслители: А. Маслоу, С. Гроф, А. Уотс, Э. Сьютич, М. Мерфи, С. Криппнер и др. Трансперсональная психология имеет глубокие корни в истории культуры и религии, в мировых духовных практиках, которые научно обоснованы в классической и современ¬ной психологии. Лидерами современной трансперсональной психо¬логии являются С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С. Крипп¬нер и другие, каждый из которых развивает свое направление исследований, методы и школу.
Прикладное значение трансперсональной психологии состоит в том, что она предлагает новый взгляд на психическое здоровье и патологию, обеспечивая интегративный, многоаспектный подход к человеку. Трансперсональные (надличностные) переживания об¬ладают особо мощными целительными возможностями, имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития. Трансперсональный опыт - это "перешагивание" семантических полей сознания, за границами которых отсутствует система знаков, описывающих переживание человека. Именно в этот момент человек поднимается в своем восприятии над заложенными в него "призмами", через которые он видел этот иллюзорный мир.
Дыхательные техники работы в измененных состояниях сознания (холотропное и свободное дыхание, vivation) - позволяют наиболее быстро найти точку, от которой развилась тяга к наркотикам, в том числе и ту самую фазу перинатального развития, пройденную неблагополучно, и позитивно переработать кризис. Это управляемые дыхательные процессы в котороых у человека меняется восприятие самого себя и окружающего пространства, с этого момента и начинается выход в за-личностное, за рамки «своей тюрьмы».
Суть дыхательных техник заключается в том, что с помощью осознанной работы с дыханием и телом человек может снять последствия психологических травм, избавиться от последствий стрессов и научиться входить в целительные необычные состояния, которые могут составить, конкуренцию наркотическим.
Эти техники позволяют индуцировать глубокие трансперсональные переживания мистического, трансцендентного характера, способствующие катарсическим процессам, позитивным личностным изменениям, личностному росту и самопознанию, важным инсайтам в отношении экзистенциальной проблематики, смысла жизни, - кардинальной трансформации взглядов на собственное "Я" и окружающий мир, жизнь и смерть, повышению творческой активности, расширению духовного горизонта, гармонизации взаимоотношений человека с окружающим его миром и другими людьми [Grof S., 1976, 1985, 1988; Yensen R., 1985, 1988]. Как отмечалось психотерапевтами, глубокие впечатляющие и совершенно уникальные по своей природе переживания в измененных состояниях сознания способны существенно изменить оценку пациентами их прошлого жизненного опыта, трансформировать их систему ценностных и смысложизненных ориентаций, обусловить позитивные личностные и поведенческие изменения [Sherwood J. et al., 1962].
Дыхательный процесс ведет к раскрытию волевого и творческого потенциала, помогает повышать стрессовую адаптивность и стимулировать социальную успешность и представляет интерес не только для терапии, процесс способен пролить новый свет на философские проблемы человеческого существования, цели и смысла жизни, психики, картины мира в целом.
Базовым методом трансперсональной психологии является холотропное дыхание. Метод был разработан доктором медицины Станиславом Грофом.
Холотропное дыхание (от греч. holes - целый, tropein - ведущий) "дыхание, ведущее к целостности", - методика, автором и теоретиком которой является С. Гроф. Теоретическая база холотропного дыхания - трансперсональная психология. Основными элементами холотропного дыхания являются:
более глубокое и более быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии;
побуждающая музыка;
помощь холонавту (дышащему) в освобождении энергии посредством специфических приемов работы с телом, выполняемых ситтером (человеком, обеспечивающим пространство поддержки и безопасности) .
Холотропное дыхание эффективно при работе:
со стрессами,
невротическими состояниями,
пагубными привычками и зависимостями,
психосоматическими и эмоциональными расстройствами,
а также используется для поиска нестандартных решений и творческих прорывов.

Предпосылка холотропной терапии

Основная философская предпосылка холотропной терапии состоит в том, что средний человек в нашей культуре живет и действует на уровне гораздо ниже своих потенциальных возможностей. Это обеднение объясняется тем, что человек отождествляет себя лишь с одним из аспектов своего существа, с физическим телом или Эго. Такое ложное отождествление ведет к не подлинному, нездоровому, и лишенному свершений образу жизни, а также вызывает эмоциональное и психосоматические расстройства психологической природы.
Холотропная терапия содействует активизации бессознательного до такой степени, что это приводит к необычным состояниям сознания. Этот принцип сравнительно нов в западной психотерапии, хотя он в течение столетий и даже тысячелетий использовался в шаманской и целительской практике многих народов, в ритуалах различных экстатических сект, в древних мистериях смерти и возрождения. В такого рода работе, нередко уже на первой сессии становится ясным, что корни психопатологии простираются значительно дальше событий раннего детства и выходят за пределы индивидуального бессознательного.
С. Гроф отмечает, что эмпирическая психотерапевтическая работа раскрывает за традиционными биографическими корнями симптомов глубокие связи с вне биографическими областями души, такими, как элементы встречи с глубинами смерти и рождения, характеристиками перинатального уровня и широким спектром факторов трансперсональной природы. Гроф утверждает, что узкие "биографические" представления в отношении техник эмпирической терапии могут быть лишь мешающей делу смирительной рубашкой, что подлинно эффективная работа не может быть ограничена проработкой биографических проблем. Представления о психике, используемые в холотропной терапии, должны быть расширены за пределы биографического уровня, за пределы индивидуального бессознательного, должны включать перинатальные и трансперсональные уровни.
Метод холотропного дыхания не является манипулятивным, поскольку терапевт и клиент не привносят своих ожиданий и концепций в содержание поднимающегося материала, это является важнейшим принципом холотропного дыхания.
Холотропная стратегия в психотерапии, основывается на данных изучения необычных состоянии сознания и представляет собой важную альтернативу психотерапевтическим методам различных школ глубинной психологии, которые подчеркивают вербальную коммуникацию между терапевтом и клиентом, и эмпирической психотерапией, проводимой в обычных состояниях сознания. Главная цель холотропной терапии состоит в том, чтобы активировать бессознательное, освободить энергию, содержащуюся в эмоциональных и психосоматичских симптомах, и трансформировать эти симптомы в поток переживания.
Холотропное дыхание использует некоторые подходы из древних техник. Оно комбинирует контролируемое дыхание и побуждающую музыку. Дыхание продуцирует естественные изменения в химии тела, которые усиливаются эффектом побуждающих звуков и вдохновляющей энергией эмоций. Это естественный метод, более короткий по продолжительности чем психоделическая терапия и не оказывающий отрицательного влияния на организм, т.к. для вхождения в измененное состояние сознания используется связное дыхание, а не психоактивное вещество.
Параноидальных состояний обычно не возникает; «вы не идете туда, куда не готовы идти». Во время сессии переживание разворачивается вместе с дыханием и может быть замедлено при уменьшении темпа дыхания. Способность интегрировать во времени части материала, часто лучшее осознавание и способность запоминать переживание. Легальность по сравнению с психоделической терапией, также дает больше возможности идти в переживание без преодоления внешнего страха.
Метод холотропного дыхания включает в себя три основных этапа работы с клиентом:
1) знакомство и подробное обсуждение проблем, личной истории, желаемой цели; подготовка к эмпирическому самоисследованию;
2) сессия холотропного дыхания;
3) многоуровневая интеграция полученного опыта.


Необходимо пояснить, что дыхательные техники (как и психоделические средства) индуцируют измененные состояния сознания, феноменология которых включает очень яркие, красочные, эмоционально насыщенные переживания. Это переживания психотравмирующих и вытесненных в подсознание эпизодов личной истории, архетипические переживания, образные символические переживания собственной смерти и возрождения, отделение некого "Я" (души) от тела и его самостоятельное существование во времени и пространстве, путешествия в другие миры, трансперсональные переживания идентификации с людьми иных исторических эпох, животными, растениями, универсальным разумом, сложное "океаническое" чувство растворенности и единения с универсумом, глобальные "космические" переживания и т.п. [Grof S., 1976, 1985].
Холотропное дыхание наиболее эффективно позволяет пройти этап Смерти - Возрождения, который каждый символически преодолевает. Ведь даже попытка суицида - это не попытка убить тело, а желание убить ЭГО. Суицид в психологическом смысле есть способ возродить ЭГО в новом качестве. Наркомания - медленный суицид. Пиковые состояния сознания на групповом тренинге - моделирование критической ситуации в безопасном контексте. В столь интенсивных состояниях у человека включаются механизмы регенерации, самовосстановления.

Использование интенсивных интегративных психотехнологий ИИПТ в групповой работе

Познать свой внутренний мир, обрести смысл жизни, переосмыслить старую систему ценностей, позволяет трансперсональная психология и современные холистические психотехники или интенсивные интегративные психотехнологии (ИИПТ термин, введенный академиком МАПН, д.п.н. В.В. Козловым).
Это эмпирические техники самоисследования и самотрансформации, использующие работу в измененном (расширенном) состоянии сознания. Они являются системой методов целостного преобразования, представляющей собой синтез древних духовных практик (включая шаманизм) и экзистенциально-трансперсональной психологии.
Холистические методы самоисследования можно считать промежуточной зоной между психотерапией и интегративной компиляцией психопрактик мировых религиозно - философских учений.
На настоящем этапе развития психотерапии название "интенсивные интегративные психотехнологии" применяется к широкому спектру психотехнологий, основанных на использовании измененных состояний сознания (ИСС) клиента, в числе которых - трансовые, расширенные, психоделические состояния сознания, а также состояния повышенного осознавания, достигаемые применением методов связного дыхания. Следует отметить, что дыхательные психотехнологии (холотропное дыхание, вайвейшн, ребефинг, "Свободное Дыхание") являются наиболее естественными и экологичными методами достижения измененных состояний сознания.
Интегративные интенсивные психотехнологии - это открытое пространство концепций, умозрительных моделей, процессов и навыков, пребывание в котором позволяет человеку обрести и поддерживать целостность своей жизни.
Спектр возможностей ИИПТ очень широк и разнообразен. По нашему мнению, ИИПТ представляют в настоящее время наиболее целостное и эффективное направление в современной психологии. Использование расширенных состояний сознания в психологической работе позволяет за достаточно короткий период достичь интеграции и состояния целостности, в то время, как методами традиционно используемыми в психологии, например, психоанализом (при всем к нему уважении и признании), для достижения тех же результатов потребовалось бы несколько лет.
В настоящий момент сфера применения ИИПТ распространяется не только на работу с отдельно взятым человеком. Фокус нашего внимания по прежнему сосредоточен на развитии индивидуального сознания, но речь уже идет не только о людях с глубинными конфликтами, с желанием их решать и развиваться, но и о клиентах с более тяжелыми проблемами, как, например, наркозависимость.
Предлагаемые интенсивные интегративные психотехнологии представлены синтезом идей психоаналитического направления, гештальт-терапии, экзистенциальной и трансперсональной психологии. Использующееся непрерывное связное дыхание для достижения транса имеет аналоги в пранаяме йогов, цигун и др. древних психотехнологиях. Философский слой этих техник представлен богатой палитрой идей буддизма, даосизма, суфизма, христианской мифологии, древнеегипетскими и тибетскими традициями.
Человечество использовало целительный потенциал необычных состояний сознания с глубокой древности. Шаманизм насчитывает, согласно археологическим исследованиям наскальных рисунков и мест древних захоронений, около 40000 лет. Системы медитации Хатха-йоги, Лайя-йоги, Раджа-йоги сформировались не позднее 10 тыс. лет до н.э. Исследования антропологов более половины мировых культур, существовавших в течение пяти последних столетий, показали, что 90 процентов из них имели некоторые институциализированные формы измененных состояний сознания.
Необычные состояния сознания и по сей день являются центральными для эзотерических течений канонических религий, исихазме и многих сектантских течениях в христианстве, суфизме в исламе, в различных йогических практиках в индуизме, школах Дзен в буддизме и Каббале в иудаизме.
Самые древние ритуальные практики шаманизма связаны с использованием мощных дыхательных сессий при помощи звукоформ на фоне барабанного боя. Трансовый танец, который издревле был необходимым средством проявления чувств, мыслей, которые нелегко было перевести в слова, является также интенсивным методом вхождения в измененные состояния сознания, физиологически обусловленным связным естественным, "животным" дыханием.
Специальные методы, основанные на ускорении, замедлении и остановки дыхания, использовались в шаманизме, различных направлениях йоги (кундалини практике, сиддха-йоге), суфизме, даосизме, дзогчене, дзэн-буддизме, ваджраяне, школах хинаяны и махаяны, во многих других духовных практиках.
Работа интегративными психотехниками в группе предполагает 3 фазы: Во-первых непосредственное процессуальное «проживание» проблемы, ее творческое отреагирование или арт - терапию и обсуждение в группе. Прохождение всех трех этапов - очень эффективный целостный процесс.
Во-вторых, есть такое понятие, как «групповая энергетика» (взаимоиндукция). На тренинге очень важен момент групповой поддержки, когда каждый из участников делится собственным опытом, полученным в ходе работы. В свою очередь, знакомясь с опытом других, человек как бы сам проживает этот опыт.
Еще один аспект - социальное моделирование. Ведь любая группа - это модель социума в миниатюре и отношения здесь развиваются по тем же алгоритмам, что и в реальном мире. Чем больше группа, тем лучше. Часть содержит информацию о целом. Такие же законы соблюдаются и в социальных тренингах, которые проводятся в рамках программы: это бизнес - тренинги, лидерские и мотивационные технологии.
Использование интенсивных интегративных психотехник и медицинский мониторинг - это комплексный подход. В одной программе реализуется целый банк возможностей. Используется индивидуальная и групповая работа, работа с родителями.
Родители часто не понимают, в чем заключается состояние их детей, поэтому им также рекомендуется освоить дыхательные техники работы в ИСС и «путешествовать» к истокам своих проблем с помощью психотехник. Им также рекомендуется разобраться с вопросом, какова их неосознанная выгода от того, что их ребенок наркоман. Этот новый опыт помогает понять "иное состояние", а следовательно, найти «общий язык» с собственными детьми.

Изначально большинством психологов отдавалось предпочтение индивидуальной работе. И вплоть до сегодняшнего дня их задачей является помощь каждому конкретному человеку в исследовании своего внутреннего мира. Работа ведется с теми, кто хочет пересмотреть отношение к жизни, к самому себе, к личным устоям и системе ценностей. Одним словом, опираясь на последние достижения в области психологии, каждый специалист способствует личностному развитию клиентов. Психологи-тренеры являются своего рода проводниками в глубины человеческой натуры, вместе с человеком открывая его непознанный внутренний мир, способствуя исполнению желания целостного преобразования.
Перинатальные переживания представляют собой своего рода перекресток между индивидуальной и трансперсональной психологией или же между психологией и психопатологией, с одной стороны, и религией - с другой. Если мы относим их к индивидуальному рождению, то они должны, по-видимому, при-надлежать к структурам индивидуальной психологии. Некоторые другие аспекты придают им трансперсональный оттенок. Интенсивность этих переживаний превосходит все, что обычно рассматривается как предел вы¬носливости индивида. Часто они сопровождаются идентифика¬цией с другими личностями или с борющимся и страдающим человечеством. Более того, другие виды явно трансперсональных переживаний, таких как эволюционная память, элемен¬ты коллективного бессознательного и некоторые архетипы Юн¬га, нередко составляют неотъемлемую часть перинатальных матриц.
Элементы обширного и сложного содержания, возникающие на сеансах работы в ИСС, отражающие этот уровень бессознательно¬го, можно представить в виде четырех групп, матриц или паттернов переживания, ввести связь четырех ка-тегорий явлений с последовательными стадиями биологического рождения и с переживаниями ребенка в перинатальный пери¬од. Четыре основные матрицы пере¬живаний ранкианского уровня называются Базовыми Перинатальными Матрицами. Следует подчеркнуть, что это нужно рассматривать как модель, не обязательно включающую в себя причинно-следсвенную связь.
Базовые перинатальные матрицы являются гипотетически¬ми динамическими управляющими системами, функционирую¬щими на ранкианском уровне бессознательного, подобно тому, как системы конденсированного опыта СКО действуют на фрейдовском психодинамическом уров¬не. Они имеют свое собственное специфическое содержание, а именно перинатальные явления. Последнее имеет две важ¬ные грани, два компонента: биологический и духовный.
Перинатальная динамика прослеживается и в четырехфазной модели перехода Джека Тесмера. Эта модель отражает переход от старой системы поведения к новой системе. С течением времени, после начала новой ситуации возрастает преобладание нового стиля поведения до тех пор, пока желаемая ситуация не будет достигнута. Одновременно происходит снижение стиля поведения принадлежащего к прошлому до его полного исчезновения в конце ситуации, определяемой моделью перехода.

Модель перехода Джека Тесмера.



На первой фазе перехода становятся заметны признаки изменения среды. При этом возникает реакция защититься от неизвестного будущего, отрицание возможности перемен. На этой фазе человека волнуют его собственные проблемы, и его энергия направлена внутрь. Могут возникнуть ощущение небезопасности, бессилия и проблемы с выражением собственных чувств. Таким образом, человек ориентируется на управление извне и становится зависимым от него.

 

На второй фазе проводится подготовка к «необходи¬мым» переменам, к переходу от старой ситуации к новой, поэтому на данном этапе приходится иметь дело с обеими ситуациями. Если цель перемены неясна, производительность неизбежно сни¬зится. Когда люди чувствуют, что не могут внести собст¬венный вклад в решение или планы, возрастает интенсивность переживаний. Чувства могут перерасти в противостояние и агрессию. При этом у человека преобладает реактивный стиль поведения (бегство от проблемы и попытка её решения силовыми методами).

На третьей фазе необходимо понять первые пробле¬мы, вытекающие из происходящей перемены. Это период практического урегулирования, когда люди пытаются приспособиться к новым структурам, системам и/или к новым сотрудникам. Они в основном озабочены тем, что повлечет за собой новая реальность, хотя все еще не рас¬стаются со старой ситуацией. И если всё окажется лучше, чем ожидалось, энергетический уровень будет расти, и люди начнут искать новые возможности в новой реальности.

На четвертой фазе все перемены офор¬мляются и интегрируются в новые системы и структуры, а старые прекращают свое существование. Люди начинают действовать (работать, учиться ...), проявляя свои основные качества, при этом появляется творчество, а реактивность уменьша¬ется.

Если рассматривать наркозависимость как духовный кризис, то выходом из него становится путь самоисследования и трансформации. Практически любая религиозно-философская традиция или сценарий «Пути Героя» содержит примеры личностного и духовного развития своих адептов. Перинатальная динамика трансформации личности и Модель перехода Джека Тесмера выявляются в любой религиозно-философской традиции. Например: в Библейском сюжете и жизнеописании Будды Гаутамы Шакьямуни имеет место отражение перинатальной динамики, следовательно, структура программы реабилитации может быть представлена в виде четырех фаз.

 

 

Комплексная реабилитационная программа

Данная программа разработана на основе теорий перинатальной динамики Станислава Грофа и четырехфазной модели перехода Джека Тесмера и использует интегративный подход к реабилитации наркозависимых.
Участники программы - это люди, которые решили продолжать свою жизнь без наркотиков. Они взяли на себя обязательство за полгода-год избавиться от наркозависимости. Молодые люди сами себя обеспечивают - готовят пищу, убираются, коллегиально принимают решения по плану работы на день (дежурство)... На протяжении всего пребывания, каждый человек из этого маленького сообщества участвует в психологических семинарах и тренингах, активно прорабатывает свои проблемы, а также соблюдает пять обязательных правил:
Обязательное выполнение всех указаний инструктора, а также соблюдение правил внутреннего распорядка.
Запрещается применять физическую силу, проявлять неконтролируемую агрессию в конфликтных ситуациях.
Запрещаются сексуальные отношения и сексуальная провокация.
Запрещается употребление спиртных напитков, наркотиков, а также разговоры на эту тему не в рамках установленного формата тренинга.
Запрещается самовольно покидать территорию, звонить по телефону и встречаться с людьми.
Изначально, большинством психологов, отдавалось предпочтение индивидуальной работе. И вплоть до сегодняшнего дня их задачей является помощь каждому конкретному человеку в исследовании своего внутреннего мира. Работа ведется с теми, кто хочет пересмотреть отношение к жизни, к самому себе, к личным устоям и системе ценностей. Опираясь на последние достижения в области психологии, каждый специалист способствует личностному развитию клиентов. Психологи-тренеры (консультанты) являются проводниками в глубины человеческой натуры, вместе с человеком открывая его непознанный внутренний мир, способствуя исполнению желания целостного преобразования. Для решения этой задачи наиболее подходит система коучинга.
Объектом коучинга является человек, у которого есть запрос на улучшение качества и вкуса жизни, есть запрос на обучение самостоятельным навыкам развития, актуализации, реализации, регенерации, адаптации и прочего. Коуч (тренер) - это профессионал, обучающий и тренирующий клиента в различных сферах человеческой активности. В процессе коучинга клиент овладевает конструктивными способностями решения задач и проблем в следующих областях:
- психологической адаптации к условиям среды,
- развитии творческой активности,
- коммуникации (межличностных и социальных отношений),
- социальной успешности,
- принятии и реализации решений,
- самовыражении,
прояснении собственных потребностей, ценностей, позиций, а также развитии способности держать их в фокусе.
Тренер-психолог (коуч) помогает клиенту увидеть сильные стороны своей личности и использовать их для собственного развития, социального и духовного продвижения. Коуч помогает и обучает клиента активизировать свои потенциальные возможности (ресурсные состояния).

Преимущество системы коучинга:

- отсутствие трансфера,
- опосредованная психотерапия,
- обучение по нестандартным методикам,
- акцент на самостоятельности,
- простота и наглядность в обучении и глубинное содержание материала,
- целостный подход к научению (личностно опосредованный), вовлеченность всех уровней межличностного взаимодействия - физического, эмоционального, ментального, духовного,
- викарный и рациональный способы преподавания.

Программа может быть рассчитана на 3-6 месяцев и состоит из двух этапов: 1 - этап ориентации (тестирование, выявление намерения, адаптация к условиям программы); 2 - базовый этап глубинной проработки проблемного материала и социальной адаптации).

Программа включает в себя:

Предварительное тестирование, выявление запроса и отбор участников программы.
Психологическую консультативную работу с родственниками (со-зависимыми).
Реабилитационно-консультативный курс, состоящий из двух этапов:
А) Вводный реабилитационный (фаза ориентации) (max 1 месяц).
Б) Основной (базовый ), состоящий из четырех фаз (max 6 месяцев) .

Базовый этап ориентирован на:
Использование интенсивных интегративных психотехнологий.
Использование методик трансперсональной психологии.
Суточный коучинг и мониторинг в режиме социальной изоляции.
Социальную адаптацию.
Выходное тестирование.
Постреабилитационные тренинги и группы поддержки.

Психологическая помощь начинается с выявления мотивации при помощи беседы и тестирования. Это важно как на первом этапе, так и в середине и в заключительной стадии работы. Таким образом собираются данные и отслеживается динамика процесса реабилитации.
Необходима подготовка менеджеров, обеспечивающих информационную поддержку программы реабилитации. Для них предусмотрены мини тренинги- лекции по темам:
причины зависимости,
существующие методы реабилитации,
преимущества интенсивных интегративных психотехнологий,
режим реабилитационной программы и его преимущества.

Некоторые элементы программы разработаны на основе мистических и философских традиций Древнего Востока (динамические медитации, анапана, дза-дзен, даосские техники прикладной психофизической подготовки). Они помогают снимать разрушающие модели поведения путем телесной работы, дыхательных техник, древних и современных техник, которые работают с осознанием, волей, вниманием, мотивацией и намерением.

День для участника программы строится следующим образом:

Подъем,
Физическая подготовка,
Завтрак,
Круглый стол (обсуждение текущих вопросов),
Тренинговая программа (строится, исходя из общей динамики группы),
Обед,
Продолжение тренинговой программы,
Ужин,
Обсуждение результатов тренинговой программы дня, учебное время,
Подготовка ко сну,
Сон.

Этапы (фазы) реабилитационной программы

Фаза ориентации - выбор «нового рождения», выбор изменяться.

На этой фазе участник программы принимает осознанный выбор, оставаться ли ему в пространстве терапевтического сообщества (далее именуемого Дом).

Задачи:
Возбудить в участнике программы искреннее желание и интерес к реабилитационному пространству и к людям, находящимся в этом пространстве;
Предоставить всю информацию о правилах нахождения на программе;
Выявить изначально мотивацию на реабилитационный процесс участника программы. Если мотивация отсутствует - предпринять попытку замотивировать.
За участником программы закрепляется житель Дома, который помогает ему адаптироваться к среде терапевтического сообщества.
Результатом фазы ориентации является то, что из участника программы человек становиться жителем Дома.

Базовый этап

Первая фаза - обретение поддержки.

Цель:
Сформировать у жителя доверие к коллективу и реабилитационному процессу при работе с проблемным материалом. На этой фазе житель принимает роль ведомого (по процессу реабилитации) и учится принятию пространства, которое защищает, обучает и заботится о нем.
Задачи:
создать благоприятные, оптимальные условия для прохождения программы реабилитации;
создать позитивную созависимость от физического пространства, персонала и жителей Дома, обеспечивающую психологический комфорт, открытость, доверие по отношению к Дому. Здесь создаются условия, позволяющие человеку научиться заново получать позитивные эмоциональные состояния;
научить жителя осознавать и чувствовать себя частью сообщества, которое принимает и поддерживает его таким, какой он есть.

На первой фазе происходит знакомство с состояниями «второго рождения» человека (метафора рая) посредством создания комфортных и безопасных условий терапевтическим сообществом.
Для того чтобы работать с проблемным материалом, необходимо сначала его обозначить, затем снять защитные механизмы доступа к нему.
Атмосфера доверия направлена на снятие защитных программ, ограничивающих доступ к проблемному материалу. В результате снятия защитных механизмов открывается возможность проработки осознаваемого, а также подавленного и вытесненного проблемного материала, связанного с биографическим периодом (обиды, разочарования, страхи и так далее).
Что бы ни происходило при групповых процессах и индивидуальном консультировании житель стремится доверять и, безусловно, подчиняется правилам, установленным на тренингах и режиму Дома. Таким образом, житель принимает роль ведомого по отношению к программе и правилам Дома, так как эти правила призваны для того, чтобы защищать и обеспечивать процесс реабилитации.

Вторая фаза - метафора «испытание безысходностью», знакомство с «силой».

Цели:
Принятие силового воздействия, наработка пассивных аспектов воли, то есть смена контекста терпения и жертвенности на принятие и высвобождение жизненной энергии.
На второй фазе человек учиться выдерживать интенсивные переживания, в режиме «нет выхода» (метафора изгнания из рая).
На этой фазе накапливается опыт смирения с превосходящей силой, опыт структурирования и удержания собственной жизненной энергии. Происходит выработка навыка сохранять энергию в ситуациях, которые невозможно изменить.

Терапевтическое сообщество создает (моделирует) ситуации получения предельного опыта (обстоятельства диктуют условия) в безопасном режиме (физическая и психологическая безопасность).
Программа второй фазы предусматривает наряду с психотехниками предельного опыта наличие механизмов и условий интеграции поднятого проблемного материала.

Третья фаза - метафора «преодоление», борьба за жизнь, движение к цели.

Лозунгом третьей фазы может стать фраза: «Поведение определяет намерения».
Цели:
Наработка активного аспекта воли, умение ставить цели и их достижение.
Осознание биографии как пути личностной трансформации. Начало формирования новой системы жизненных приоритетов и ценностей.
Нахождение свободы внутри рамок, то есть приобретение навыка достижения целей без саморазрушения (аутоагрессии) и разрушения окружающей реальности.
Терапевтическое сообщество является интенсивным обучающим пространством, в котором раскрываются потенциальные физические, личностные и духовные качества человека. Находясь в этом пространстве, житель принимает решение научиться жить за счет раскрытия собственных ресурсов.

Четвертая фаза - метафора «возрождение».

Цели:
принятие обучения как конструктивного стиля жизни.
профессиональная ориентация.
отказ от деструктивной зависимости и созависимости - автономность и ответственность.
получение навыка предоставления помощи и поддержки другим участникам программы.
закрепление системы ценностей, приоритетов, восприятия и отреагирования в социальной жизни.
обучение саморегуляции, то есть позитивная коррекция состояния и поведения в различных депрессивных, стрессовых, конфликтных и других критических ситуациях.
переход от жесткого концептуального мышления к гибкому целостному процессу восприятия и описания действительности.
поиск духовного аспекта пути самотрансформации.

Сообщество обеспечивает благоприятные условия для перехода к жизни в макросоциуме, используя новую систему ценностей, приоритетов, восприятия и отреагирования.


Многие из тех, кто прошел курс реабилитации, затем приходят уже в качестве стажеров, помощников. Таким образом, эти люди уже способны помочь другим и в то же время почувствовать себя значимыми. Они обретают интерес, смысл жизни.

Питание
Человечество пристрастилось к сладкому питанию, которое давало после еды получасовую волну сладко-нежных переживаний и затем сменялись периодом 3-4 часовой дисфории, в процессе которой нарастало желание употребить пищу подобного же свойства. Это положило начало развития проблем регуляции настроения. По мнению Якова Маршака, привычное высокоглекимическое питание дезорганизует серотонин эргические и катехолэргические функциональные системы мозга. Вызываемые таким питанием реактивная гипоглекимия проявляет себя в виде перепадов настроения (циклотимию), провоцирует биполярную депрессию, ADD/ADHD, психозы, алкоголизм и наркоманию.
Многие современные диеты, рекомендованные специалистами, являются физиологически обоснованными, но не приносящими явного ощущения удовлетворения после еды и не пригодны для питания на фазе реабилитации и ремиссии. Большинство людей, выбирающих какую-либо диету, могут следовать рекомендациям не более нескольких недель, возвращаясь затем к привычному способу получения удовлетворения от пищи.
Существует всего 2 вида ощущения удовлетворения, которым обладают люди.
Первым является ощущение неги, служащее для обеспечения душевного комфорта во время отдыха.
Второй возможностью получения удовлетворения является стимуляторное удовольствие, или кураж. Это ощущение, при котором вы чувствуете себя активными,энергичными и восторженными. Этот способ стимуляторного удовлетворения создан для обеспечения периоды нашей активности.
Люди научились использовать транквилизирующие и стимуляторные наркотики, способные интенсивно на короткое время подхлестнуть эти две ветви регуляции настроения.Пища, которую мы едим, таким же образом способна воздействовать на регуляцию настроения, вызывая транквилизирующие или стимулирующие ощущения. Упрощая, можно сказать, что высокоглекимическая пища способна вызвать волну транквилизирующих сладко-нежных ощущений, а пища, богатая белками, может вызывать стимуляторное удовольствие после еды. Именно поэтому племена охотников и рыболовов, а также кочующих скотоводов после еды либо устраивали пляски, либо состязания, а в противоположность им оседлые земледельцы наслаждались сиестой (Арутюнов,2004).
Основываясь на этом знании необходимо вводить в реабилитационную программу динамические практики (трансовые танцы, динамические медитации, элементы кундалини йоги) сразу после еды и необходима специальная диета. Эта диета богата белками, содержит набор надлежащих специй, не содержит белого сахара, муки и других высокоглекимических продуктов. Оздоровительная диета преследует две цели:
Первая - она физиологична и отменяет перепады настроения, как правило, вызываемые "обычной пищей", которые являются столь опасными для людей, страдающих патологическими пристрастиями.
Вторая - наша оздоровительная диета обеспечивает людям стимуляторное удовлетворение после еды. Необходимо обучить пациентов деталям диетологической стратегии и обучаить тому, как дома готовить стимуляторную пищу.
Даже месяц клинической программы является достаточным периодом времени, за который пациенты способны отвыкнуть от прежней манеры удовлетворения, получаемого от пищи, и приобрести новую привычку к стимуляторному удовлетворению после еды.

Заключение.

Как часто человек устает от самого себя и этого мира.
Как часто страдает от одиночества и беспокойства.
Порой не хватает душевных и физических сил, чтобы суметь осознать причину этих ударов.
Долгие поиски выхода в новую жизнь кого-то приводят к интересным увлечениям, новым друзьям, в школы духовного развития и самосовершенствования.
Для других ключом к таинственной виртуальной двери с надписью «Выход» становятся наркотики.
Все больше и больше к этой двери тянутся подростки. Ужасающий факт - наркотики продаются в школах и элитных военных училищах. Продают в основном дешевый, низкокачественный героин. Наркомания помолодела.
На улицах, в транспорте встречаются «субъекты» с затуманенным взглядом, не выражающим ничего человеческого. Молодежная субкультура завсегдатаев ночных клубов и подобных мест встреч дарит нам деградировавших подростков, соперничающих в этом с людьми зрелого возраста, такими же наркоманами.
Душевное состояние многих сегодняшних наркозависимых - это ностальгия по собственной утраченной душе, тоскливый страх перед пустотой собственной жизни с утраченной верой, с потерянной надеждой, с усилием душевного воскрешения.
Им нужно научиться жить без наркотиков и жизнь предоставляет им такой шанс.

Список литературы.

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995 г.
Альманах психологических тестов. - М.: «КСП», 1996г.,
Альманах психологических тестов. - С-П., Изд-во: КСП», 1995 г.
Асмолов А. Г. Психология личности.- М., 1990 г.
Ассаджиоли Р. Психосинтез. - М., Изд-во «REFL - book», 1994 г.
Басин Ф.В. К современному пониманию психологической травмы общих принципов ее психотерапии //Руководство по психотерапии. - М., 1974 г.
Басин Ф.В. О развитии взглядов на предмет психологии //Вопросы психологии. - М., 1971 г., N 4.
Басов А.В., Запороженко В.Г., Тихомирова Л. Ф. Образ жизни и наше здоровье. - М., 1989 г.
Басов М. Я. Избранные психологические произведения. - М., 1975 г.
Бездна.// Составитель С. Артюков. - М., 1988 г.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Л., 1992 г.
Бесков И.А. О природе трансперсонального опыта // Вопросы философии. - М., 1994 г., N 2.
Бехтерева Н.П., Вартанян И.Л. Механизмы деятельности мозга человека. - Л., 1988 г.
Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. - Л., 1988г.
Блонский П.П. Память и мышление // Избранные педагогические и психологические сочинения. - М., 1979 г., Т.2.
Бородкин Ю.С. Антифеины. - М., 1966 г.
Бочарова С.П. Итоги и задачи исследования памяти на современном этапе // Психологический журнал. 1984 г., Т.5, N1.
Бочарова С.П. Память как базовая функциональная система в структуре деятельности человека // Психологический журнал. - М., 1981 г., Т2, N3.
Бреслав И.С. Паттерны дыхания. - Л.: «Наука», 1984 г.
Бреслав И.С., Глебовский В.Д. Регуляция дыхания. - Л.: «Наука», 1981 г.
Буянов М.И. Размышление о наркомании. - М., 1990 г.
Василюк Ф.Е., Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций // Вестник Московского университета.- М., 1984 г.
Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии. - М., 1988г., N5.
Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. - М., 1995 г., N4.
Вилюнас В.К., Вестник Московского университета. - М., №1, 1997 г.
Всехсвятский С. Апология Свободному Дыханию // Свободное Дыхание. Еще один шаг /Ред. В.В.Козлов.- М.-Ярославль, 1992 г.
Габиани И. А. На краю пропасти.- М., 1991 г.
Газенко О.Г., Малкин В.Б., Гора Е.П. // Физиология человека. - М., 1981г., Т. 7, N 1.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: МГУ, 1988 г.
Годфруа Ж. Что такое психология.- М., 1992 г., Т2.
Голмен Д. Многообразие медитативного опыта.- Изд-во: «София», Киев, 1993 г.
Гора Е.П. Влияние произвольного управления дыханием на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у подростков и юношей // Гигиена и санитария. - М., 1989 г., N 2.
Гримак Л.П. Моделирование состояний человека в гипнозе. - М., 1978 г.
Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. - М., 1980 г.
Гроф К. Жажда целостности - наркомания и духовный путь. - М., Изд-во: Трансперсональный Институт, 1999 г.
Гроф С. За пределами мозга. - М., Изд-во: Трансперсональный Институт, 1993
Гроф С. Космическая игра. - М., Изд-во: Трансперсональный Институт, 1997 г.
Гроф С. Приключения в самосознании. - М.: ИНИОН, 1991.
Гроф С. Путешествие в поисках себя. Измерение сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. - М., Изд-во: Трансперсональный Институт, 1994 г.
Гроф С. Области человеческого бессознательного. - М., Изд-во: Трансперсонального института, 1995 г.
Гроф С., Путешествие в поисках себя. - М., Изд-во: Трансперсональный институт, 1995 г.
Гроф С., Холотропное сознание. - М., Изд-во: Трансперсональный институт , 1996 г.
Гроф С., К. Гроф. Неистовый поиск себя. - М., Изд-во: Трансперсонального института, 1996 г.
Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. - М., Изд-во: Трансперсональный институт, 1996 г.
Групповая психотерапия./ под. ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. - М.: Медицина, 1990 г.
Гузиков Б.М., А.А. Мейроян Что губит нас. - Л.: «Лениздат», 1990 г.
Гурджиев Г.И. Беседы с учениками. - К.: "Преса Украjни", 1992 г.
Гурски С. Внимание, родители: наркомания! - М.,1989 г.
Зайцев Ю.В., Лосев С.С. Влияние этимозола на долгосрочную память // Физиология человека. - М., 1979 г., Т5.
Ильясов Ф.Н. Информационная специализация и функциональная ассиметрия мозга // Психологический журнал. - М., 1987 г., N6.
Илюхина В.А. Нейрофизиология функциональных состояний человека. - Л., 1986 г.
Каптен Ю.Л. Основы медитации. - Санкт-Петербург, 1991 г.
Капустин С.А. Границы возможностей психологического консультирования // Вопросы психологии. - М., 1993 г., N5.
Капустин С.А. Проблема образования невротических симптомов //Вестник Московского университета - М., 1993 г., N1.
Карсавский Б.Д. Медицинская психология. - М., 1978 г.
Козлов В.В. Анализ феноменов расширенных состояний сознания //Этюды о новой психотерапии./
Козлов В.В. Методологические аспекты трансформационной работы.// Ребенок и пространство. / Под ред. Козлова В.В. - М., 1996 г.
Козлов В., Бубеев Ю. Измененные состояния сознания: психология и физиология. - М., 1997 г.
Козлов В. Интенсивные интегративные психотехнологии в социальной работе // Психотехнологии в социальной работе/ Сб. по материалам Костромской конференции./ Ред. Козлов В.В. - Кострома, 1996 г.
Козлов В. К определению понятия «интеграция». //Из Хаоса в Космос. /Ред. Козлов В.В. - М., 1995 г.
Козлов В. Сказочное путешествие в сад Эдема.// Этюды о новой психотерапии. Под ред. Козлова В.В. - Мн. 1995 г.
Козлов В.В. Истоки осознания: теория и практика интегративных психотехнологий. - Мн., 1995 г.
Козлов В.В. Психология и феноменология расширенных состояний сознания. - М., 1994 г.
Козлов В.В. Дао трансформации. - М.: МАПН, 1998 г.
Козлов В.В. Практика Свободного Дыхания. - Ярославль., 1992 г.
Козлов В.В. Чарующее пространство внутренней целостности. Методическое пособие. - Ярославль, 1996 г.
Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. - М., 2003 г.
Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. - Минск, 1993 г.
Корвасарский Б.Д. (общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб: Питер Ком, 1998 г.
Костюк П.Г. Кальций и клеточная возбудимость. - М., 1986 г.
Крыжановский Г.Н. Новые представления о механизме нейропатологических синдромов и принципы рациональной патогенетической терапии //Принципы и механизмы деятельности мозга человека. - Л., 1985 г.
Крыжановский Г.Н. Детерминантные структуры в деятельности нервной системы //Физиология человека. - М., 1976 г., Т.2.
Купалов П.С. Механизмы замыкания временной связи в норме и патологии. - М., 1978 г.
Лаберж С., Рейнголд Х. Исследование мира осознанных сновидений. - М., 1995г.
Лебедев А.Н. О нейрофизиологических основах восприятия и памяти// Психологический журнал. - 1992 г., N2.
Левин Б.М., М.Б. Левин. Наркомания и наркоманы. - М., 1991 г.
Лейнер Х. Кататимное переживание образов. - М., 1996 г.
Леонард Дж., Лаут Ф., Ребефинг, или как познать и использовать всю полноту жизни. - С-Пб. , 1993 г. , 192с.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1977 г.
Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985 г.
Лоранский Д. Н., Лукьянов В. С. Азбука здоровья. - М., 1990 г.
Ляудис В.Я. Память как хронотопическая основа личностной самоорганизации// Вестник Московского университета. - М., 1991 г.
Майков В.В., Козлов В.В. Ахиллесова пята психологии.// Проблемы психологии и эргономики. - Тверь -Ярославль, №1, 1999 г.
Мазилов В. Козлов В.В. О некоторых методологических вопросах. //Творчество воли, сборник статей. - М., 1997 г.
Малкин В. Б., Кочетов А. К., Асямолова Н. М. Гипервентиляция как функциональная проба // Проблемы космической медицины. - М., 1966 г.
Маслоу А. Самоактуализация. //Психология личности. Тексты. /Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А. А. - М., 1982г.
Мифологический словарь./ Гл. ред. Е.М. Мелетинский. - М.: Сов. Энциклопедия, 1991 г.
Михлин В.М., Дюбин Е.А., Осторожно: белая смерть! - М., 1989 г.
Молоканов М. Психокоррекционные эффекты Свободного дыхания. Половая дифференциация. Выбирать и изменяться. - М., 1996 г.
Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М., 1994г.
Наркотики и яды. Энциклопедия преступлений и катастроф. -Минск, 1996 г.
О'Коннор Дж., Сеймур Д. Введение в нейролингвистическое программирование./Пер. с англ. - Челябинск: Версия, 1997 г.
Оден М. Возрожденные роды. - М., АКВА, 1994.
ОШО. Медитация, искусство экстаза. - Москва, 1993 г.
Перлз Ф. Гештальт - подход и Свидетель терапии. - М., 1996г.
Психологическая диагностика детей и подростков./ Под ред. Гуревича К. - М. Москва, 1995 г.
Психологические аспекты буддизма./ Отв. ред. Абаев Н.В. - Новосибирск: Наука, 1991 г.
Психологический словарь. - М.: Изд-во Педагогика - Пресс, 1996 г.
Психологический словарь./Под ред. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 1997 г.
Пути за пределы Эго./ Под ред. Р. Уолша и Ф. Воон. - М., Изд-во Трансперсонального института, 1996 г.
Ранк. О. Миф о рождении героя. - М., 1997 г.
Роджерс К.Р. Клиентоцентрированная терапия. - М.: «Рефл- бук», К: «Ваклер», 1997 г.
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - М.: Прогресс, 1993 г.
Сандомирский М. Интеграция - миф или реальность.// Свободное дыхание - первые пять лет/ Под ред. Козлова В.В. - М., 1994 г.
Словарь - справочник по психологической диагностике./Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов - Киев., 1989 г.
Современный словарь по психологии. - Минск, 1998 г.
Соломзес Д.А., Чебурсон В., Соколовский Г., Наркотики и общество. - М.: ООО «Иллойн», 1998 г.
Спаркс М. Начальные навыки Эриксонианского гипноза. Эриксонианский гипноз: теория и практика.- М., 1994 г.
Столин В.В. Самосознание личности.- М.: МГУ, 1983 г.
Сэмёюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К.Ю. Юнга. - М., 1994 г.
Тарт Ч. Системный подход к сознанию // Пути за пределы «эго». Под ред. Р. Уолша и Ф. Воон. - М., 1996 г.
Тейлор К. Практический семинар по холотропному дыханию. Руководство для подготовленных ведущих.- М.,1992 г.
Теории личности. /Хьелл Л., Зиглер Д. - СПб: Питер. Пресс, 1997 г.
Тибетская Книга мертвых. - М.: «Подиум», 1992 г.
Тибетский буддизм: теория и практика. Сборник. - М., 1996 г.
Томас К. Высшая ступень аутогенной тренировки. - М., «Эйдос», 1994 г.
Ураков И.Г. Наркомания: Миф или реальность. - М.: Медицина, 1990 г.
Уилбер К. Никаких границ. - М.: Изд-во: Трансперсональный Институт, 1998 г.
Файвишевский В.А. Биологически обусловленные бессознательные мотивации в структуре личности.// Бессознательное. т.1 - Новочеркасск, 1994 г.
Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990 г.
Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции.- М.: Наука, 1991 г.
Фрейд З. Толкование сновидений.- Киев: Здоровья, 1991 г.
Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов.- М.: Политиздат, 1990 г.
Хаббард Л. Рон. Дианетика - современная наука душевного здоровья. - М., 1993 г.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М, 1993 г.
Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. - СПб.: «Лань», 1997 г.
Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике./ Сост. Баскаков В. - М., 1992 г.
Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. - Санкт - Петербург, 1997 г.
Энциклопедия психологических тестов. - М., 1997 г.
Эриксон М. Гипнотическая техника "рассеивания" для коррекции симптомов и облегчения боли. Эриксонианский гипноз: теория и практика. - М., 1994 г.
Юнг К.Г. Подход к бессознательному // К.Г.Юнг. Архетип и символ.- М.: Ренессанс, 1991г.
Юнг К.Г. Аналитическая психология. - М., 1995 г.
Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991 г.


Об авторе

Герман Карельский
- психолог
- кандидат философских наук
- сертифицированный трансперсональный психотерапевт Европейского Реестра EUROTAS
- учредитель и член президиума Ассоциации Трансперсональной Психологии и Психотерапии
- координатор холистического проекта «Сталкер»
- сертифицированный специалист Центра по процессуальной работе в Портленде

sattva@inbox.ru


Начало Начало / реабилитация наркозависимости реабилитация наркозависимости
© 2014 Тренинговый центр «Тертон».  Связь с нами Размер шрифта: Маленький размер шрифта fsz fsz fsz
scroll






Движок сайта: SpoonCMS
Дизайн: Ashwood