sep
Мы открываем сокровища сознания
middleshadow scroll-top
«Краткая теория творческой игры»

Краткая теория творческой игры



Творческая Игра - процесс вдохновенного создания, признания и потребления материального или интеллектуального продукта высшего (непревзойденного) качества.
  В творческой игре участвуют: производитель (художник, артист, специалист, коллектив), вдохновляющий производителя образ (идея, план создания) продукта, материал, контекст производства, потребитель.

  tСходства творческой Игры с другими играми, парадоксы и законы игры, сохраняющиеся в творческой Игре.

  ³Игра состоит из произвольных действий; без свободы и случайности нет игры. Ë Игра - неукоснительное следование правилам.

  ³Игру следует вести серьезно и легко. Игра захватывает внимание, силы, помыслы участников. Участие в ней невозможно без страсти и азарта. Ë Страстность игры не может быть панической или лихорадочной. Условие победы - меритопатия, сбалансированность спонтанности, интенциональности, осознанного самоконроля, первичных и вторичных процессов (Маслоу), рационального и внерационального. Игра на выигрыш - равномерное горение «умного огня» в противовес взрыву (Кандинский).

  ³Игра всеми силами стремится не быть обыденностью. С точки зрения последней она, как минимум, парадоксальна. Как искусство с точки зрения обывателя. Как квантовая физика с точки зрения классической. Как все, обращенное к фундаментальному, наиважнейшему, высокому и - при ненастной погоде - заоблачному, с точки зрения банального разумения. Ë Игра не может не иметь отношения к обыденной жизни. Обыденность должна быть средой, контекстом, материалом и средством разворачивания Игры.

  ³Игра может восприниматься как занятие несерьезное. Ë Творческая Игра способна восходить к высотам прекрасного и священного, оставляя дихотомию шутки и серьезности далеко позади. Ë Пребывающий в игре воспринимает ее всерьез, находящийся вне игры считает игру праздным времяпрепровождением, занятием, не приносящим пользы «ни уму ни сердцу».

  ³ Сопровождающие ведение Игры высочайшее напряжение и готовность принести любые жертвы любимому делу, следуют рука об руку с ленью и скукой - не наставляющими обойти стороной труды и трудности, а указующими верное направление векторам усилий и напряжений.

  ³ Игра - это борьба за что-то или показ этого что-то. Обе эти функции могут и объединяться, так что игра "показывает" борьбу за что-то или же превращается в состязание в том, кто именно сможет показать что-то наилучшим образом. (Й. Хайзинга).

  ³ Игра сочетает умудренность, изощренность, хитрость, сокровенное знание с откровенностью и прямотой. Открытость побеждающего игрока сродни пленительной силе обнаженной натурщицы, актрисы, танцовщицы в противовес жалкой беспомощности голого обывателя.

  ³Игра ассоциируется с детским: светлым, легким, наивным, примитивным. Великие мудрецы мира сего, с одной стороны, не теряют «второй наивности» (А. Маслоу), а с другой - великолепно сочетают ее с высоким мастерством, профессионализмом духа, критичностью.

  ³Фигуры игры - символы, которые не обозначают что-либо, а указывают на паттерны или процессы глубинных регионов бытия и психики. Основное действие Игры разворачивается не на символизирующем поле, а в символизируемом глубинном мире возможностей и взаимосвязей.

  ³ За каждым ходом Игры - свобода принимаемого игроком решения и ответственность за его последствия. Игра - свобода и ответственность принятия решений.



Таблица, позволяющая получить представление о творческой Игре и ее «сестрах по названию».
   Спортивная/азартная Деловая Метафорическая Творческая
Отношение к действительности Специфический, выделенный из жизни, условный фрагмент, подготовка к действительности, коррекция поведения подготовка к действительности, коррекция психики Коррекция действительности
Психоэмоциональная энергетика Стремление к красоте и славе / корысть превосходства Корысть соответствия Стремление к счастью, гармонии и совершенству Стремление к подлинной поноценной жизни + энергия взаимодействия с людьми
Игрок Участник (У) Ведущий Коллективная психика (бессознательное) У
 Фигуры Предметы и участки пространства с приписанными значениями У Состояния сознания и переживания П+Ф У+Ф Ф+М
Поле Специально устроенное пространство Модель совокупности обстоятельств Система опосредствования (символизации) мифологемы П У
правила Специальный набор знаков, действий и их соотношений Правила ведения бизнеса Представления играющих о фундаментальных законах реальности Фундаментальные законы реальности (зачастую познаваемые в процессе игры)
 выигрыш Слава, титулы, деньги Задаваемое развитие ситуации Понимание глубинных принципов жизни Достижение (восстановление) истины и целостности
сверхзадача Достижения личности, команды, человечества / сублимация стремления к успешности Приобретение и освоение навыков поведения в моделируемых ситуациях Получение навыков и личностных свойств, необходимых для гармоничного самоосуществления




  Последний столбец таблицы нуждается в комментариях.

  Пространство / процесс жизни (П) - Творческой Игры - можно разделить на фрагменты (паттерны), являющиеся причинами или объектами переживаний. Эти фрагменты (Ф) - фигуры Игры. Участник Игры может пребывать в трех ипостасях: игрока, фигуры, поля. В одной из форм ее ведения он становится игроком (играющим), разыгрывающим свою партию в пространстве жизни. При этом П - с одной стороны, поле Игры, с другой - совокупность ее фигур, а с третьей - не может быть ни полем ни фигурой в полном смысле этих понятий. В другой форме осуществления Игры ее участник - вне зависимости от своих пожеланий, предпочтений и представлений о происходящем - превращается в играемого: либо в одну из фигур партии, разыгрываемой другим игроком (другими игроками), либо в поле для рефлексий, раздумий, мечтаний, переживаний. Среди последних встречаются как отображающие ситуации действительности (в этом случае фигурами Игры следует признать фрагменты жизни), так и имеющие с реальным миром мало общего - «мнимые фрагменты» (М).
 
  Если играющий участник оперирует пространством / процессом жизни, вопрос о фигурах и поле остается открытым.

  Превращение участника в играемого - в поле или фигуру - оставляет открытым вопрос об игроках. Отказ от исчерпывающей дефиниции описываемого может показаться нарочитым и вызвать недоверие. Следует, однако, не упускать из виду, что условие описания фундаментальных слоев реальности - невозможность определения всех аспектов / свойств описываемых объектов. Это условие проистекает из ограниченной применимости к этим объектам представлений обыденного миропонимания. Замечательным подтверждением - или, если угодно, иллюстрацией - этого положения может послужить принцип неопределенности Гейзенберга.
 
tСпецифика творческой Игры, ее отличие от прочих игр. Законы и парадоксы творчества, сохраняющиеся в творческой Игре.

  ³Важнейший закон Игры и условие пребывания в статусе игрока - холистичность. Этот закон гласит: «Игра ведется в пользу каждого из участников». Неисполнение этого условия - попытки не выиграть, а обыграть- обречены, в лучшем случае, на провал, а в худшем - влекут за собой дисквалификацию претендующего на роль игрока. Тем не менее, эти попытки намного популярней честной Игры. Пытающиеся обыграть прибегают к фонократии - управлению полем жизни с помощью скандала, запугивания или подавления, или к манипулятивному вторжению в Игру (согласно Эрику Берну, манипулятивная игра - набор ходов, скрывающий западню или хитрость). Полученное «преимущество» при необходимом уровне незрячести рассматривается как выигрыш, но в действительности - ни что иное, как потаенный груз, прижимающий к беспросветному дну бытия. Избавиться от него, более того, заподозрить в нем причину депрессии, тоски и или тщательно скрываемого несчастья тем труднее, чем больше его вес, его давящая сила.

  ³Ходы могут готовиться тайно, но совершаются открыто. Искренность, откровенность - манера успешного ведения Игры.

  ³Игрок, действующее лицо Игры (actor = «действующий», англ.) не представляет, а исполняет себя, не пытается оглушить зал нелепой отсебятиной, а входит в роль своего истинного Я на целостной сцене мироздания. Успешный игрок чувствует атмосферу и следует ей.

  ³У творческой Игры нет специально устраиваемого поля. Ее полем является жизнь как таковая. Более того, жизнь как таковая - ни что иное, как творческая Игра; избежать участия в ней невозможно, но форма участия определяется выбором и подготовкой участника. Игра - театр Морено, в котором граница между действующими лицами, исполнителями и зрителями условна и подвижна: купивший билет на галерку с трудно преодолеваемым ужасом обнаруживает себя в центре действия, вообразивший себя главный героем оказывается вне Игры.

  ³ У творческой игры нет ни регламента, ни расписания. Она начинается Никогда и продолжается Вечно, не останавливаясь и не прерываясь ни на секунду. Время от времени Игра переходит в латентную, скрытую форму. Интенсивность и значимость ходов, совершаемых в ее незримой фазе (в глубинах бытия и психики), может существенно превышать бесспорно ощутимые события ее сюжетных линий.

  ³ Игра подчинена алхимическому закону обновления золота. Золото - Царь, цель и смысл алхимического опуса - начинает разрушаться и разлагаться уже в момент своего получения. Условие нетленности Царя - непрестанная вдохновенная, компетентная и квалифицированная деятельность по его воссозданию. Ведение Игры требует всегда и везде расширения, углубления, обновления; вовлечения новых объектов, игроков, полей, фигур; невероятных ходов и доселе немыслимых способов хождения.

  ³ Правила Игры, по сути своей, не могут быть четко прописаны и сформулированы, и проявляются в неожиданном событийном или символическом опосредствовании.

  ³ По мере того, как участник Игры нарабатывает навыки и личностные свойства, необходимых для ее успешного ведения (восстановление целостности, расширение и углубление сознания, развитие креативных способностей, раскрытие глубинных личностных потенциалов) - его партия становится не только консонансной Игре, но может вызвать резонанс, реконструкцию, как близлежащих, так и отдаленных регионов пространства / процесса жизни, беспрецедентную обратную связь и энергетическую поддержку социума. Партии наиболее сильных игроков продолжают участвовать в Игре на протяжении веков и тысячелетий. Многотрудный и нетривиальный путь целостного, сильного, активного, искушенного, успешного Игрока может показаться непомерно амбициозным проектом. Тем не менее, не следует забывать, что один из величайших мыслителей ХХ века, Жан Поль Сартр, в трактате «Бытие и Ничто», утверждает: «быть человеком - значит стремиться к бытию Бога, или, если хотите, человек, в сущности, есть желание быть Богом». Не следует также упускать из виду, что естественный, истинный ход процесса индивидуации, личностного развития, самопознания, самосовершенствования - интеграция сознания, бессознательного и окружающего мира, или, на языке Веданты, достижение единства Атмана и Брахмана. Обладатель этого единства понимает себя и мир так, или примерно так, как писал об этом Вивекананда: «Я не этот ничтожный мужчина и не эта ничтожная женщина, отрезанные от всего остального. Я - все существующее бытие».


 

Начало Начало / Библиотека Библиотека /   «Краткая теория творческой игры»
© 2014 Тренинговый центр «Тертон».  Связь с нами Размер шрифта: Маленький размер шрифта fsz fsz fsz
scroll






Движок сайта: SpoonCMS
Дизайн: Ashwood