sep
Мы открываем сокровища сознания
middleshadow scroll-top
«Предложение воспринять тело как инструмент художественного исследования и изменения.»

Предложение воспринять тело как инструмент художественного исследования и изменения.



Биографический очерк

Мой путь привел меня через хореографию, театральное образование к писанию, рисованию, терапии, исследованию греческих архетипов и библейских образов.
Я начала танцевать еще ребенком, занималась современными танцами, классическим балетом и хореографией. Потом был Моше Фельденкрайс, инженер и физик по образованию, со своей книгой «Осознавание через движение». Юнговская практика открыла мне, как можно нарисовать и описать словами мои собственные путешествия. Работая с Полом Ребилло, я натолкнулась на «Героя с тысячью лиц».
Тай Цзи Цзюань заложило основу для понимания восточной философии и даосизма, позже это улучшило мое понимание потоков энергии в теле. В дальнейшем родилась моя собственная «терапия фьюжн», которая объединяла элементы восточной и западной техник, плотно сплетала их между собой, искала всё новые пути и в то же время оставалась на прочной основе.
Более тридцати лет я работала, пытаясь объединить тело, разум и дух; находила связи между индивидуальным и общественным. Тай Цзи помогло осознать как противоположность, так и взаимодополняемость Инь и Янь, а так же тот факт, что в Китае философия, психология и медицина — это одно и то же.
Мой метод — обрисовывать самую основу мифов, сказок, архeтипических образов, чтобы способствовать изменению личности, творческому обогащению, которое приведет к всё более и более наполненной жизни и поможет в самореализации.
Много лет я плодотворно общалась с Нирой Нееман, и результатом этого явились две книги: «Движение, Осознание и Творчество», а также «Метафорическое тело». Учиться всю жизнь, развиваться всю жизнь — именно этот путь привлекал меня много лет. И этому нет конца: появляется новая книга, развивается новый способ мышления, о нём проводится доклад на семинаре, выходит новый журнал. Единственное, чего не хватает, так это времени на то, чтобы всё это осознать. Традиционное образование всё больше стремится к научным открытиям, компьютеризованному знанию, практике, вложениям, проектам с хорошими процентами, основам предприимчивости — но как насчёт нас, нас как человеческих существ? Где то, что делает нас людьми? Мы рождаемся только для того, чтобы конкурировать и процветать? Почему так много людей к тридцати годам вымотаны стрессами и нервными срывами? Ради чего, куда мы всё бежим, несёмся сломя голову — зачем, ради чего? Как, по-нашему, должно работать общество? Мы накачиваем в него всё больше и больше информации — ежедневные политические цитаты с телеэкрана — но как мы собираемся управлять своей жизнью, если мы лишены собственного мнения, чувства, сознания? Что, неважно, кто мы на самом деле, как мы дышим, чем дышим, как ходим, что у нас с лёгкими, что с костями? Нам выдают наши тела, мы читаем про гены, ДНК, клетки — но как нам объединиться, коснуться, почувствовать? Как нам выразить себя? Известно, что, не имея возможности самовыражаться, люди становятся пустыми оболочками того, кем могли бы стать. Как можно измерить картину, песню, красоту здания? Где на шкале достижений пещерные рисунки в Ласко или индийской Аянте? Быть цельным человеком — значит безоговорочно применять (и знать) свои возможности, свои внутренние ресурсы, свою способность играть, петь, быть радостным. Фридрих Шиллер сказал: «Быть человеком — значит играть, играть — значит быть человеком».
Художественные достижения — это только одна плоскость, где нужно быть самим собой; когда душа и дух могут танцевать, быть свободными, поддерживать друг друга и взаимопроникать друг в друга — вы можете позволить себе быть тем, кто вы есть.
Вспоминаю, как мой сын превратил свою комнату в железнодорожную станцию, в аэропорт, в морской порт — при помощи всего лишь нескольких деревянных досок и своих игрушек... Я никогда не забуду радость от того, что он сам может такое построить.
Где спрятано (или зарыто) наслаждение вашими способностями? Оно исчезло, или лежит без чувств, как Спящая Красавица, и ждёт, когда её разбудят? Но ждать ли нам сотни лет, или можно придумать, как играть всю жизнь?
Весёлый изобретательный разум художников и ученых не засыпает, пока их не засосёт в мир коммерции и наживы. Задача наша как учителей в том и состоит, чтобы поддержать огонёк созидания, расчистить источник жизни, который бьёт изнутри и не дать ему заглохнуть под давлением и требованиями, которые предъявляют работа, семья, общество. Если мы будем поддерживать связь с теми, кто мы есть на самом деле, нам будет много проще справляться с болезненными и враждебными ситуациями.
Если наше тело и разум слишком застывают, теряют гибкость, слишком привязывается к словам, нам будет гораздо труднее справиться, не прибегая к помощи антидепрессантов и другим химическим средствам. В то время, как творческая активность и самореализация сами по себе могут поддержать нашу эмоциональную энергию на должном уровне.
Танцы, словесные описания и мистические размышления пронизывают всю историю человечества — именно они то вечное, и самое ценное, что есть у человечества, и нужно снова открыть их для себя и позволить им занять достойное место во всех человеческих делах. Человеку нужно снова разбудить ребенка в себе — поэтому мы называем нашу работу «серьёзной игрой» (Бартал, Нееман (1993,117)).
Одним из наиболее блестящих писателей в этой области является Джозеф Кэмпбелл, автор книги «Герой с тысячей лиц», в которой он сопоставляет внутренний путь человека с архетипическим процессом развития («Тяга к приключениям», 1949,245), дает имя присущему всем нам внутреннему голосу. Под приключением имеется ввиду столкновение с неведомым, возвращение к вечным внутренним мечтам и желаниям. В то же время это способ уравнять нации и культуры, поколения, социальные классы и все остальные ныне существующие способы разделения людей.
Мы, идущие путем прогресса, следуем словам Дельфийского оракула: «Познай себя», кличу пробуждения на иврите «Леч леча», что можно примерно перевести как «иди туда» и в метафорическом смысле означает «иди к себе» (Бартал — Нееман, 1). Не зная себя, как можем мы воспринимать информацию, что окружает нас? Нам остается лишь сплетать знания о себе в элегантную эстетическую структуру, без рутины и, не соревнуясь, чтобы стать «самым лучшим». Но «быть достаточно хорошим» — это самое лучшее, что с нами может быть, мы можем практиковать и использовать свои потенциал, общаясь с другими людьми, делясь друг с другом этой искрой, вибрациями, невинно играя друг с другом, не сдерживая себя.
Процесс, которому мы следуем, — это путь метафор. Используя цитату из Грегори Бейтсона: «Метафора в основе своей живая»,
«Мы используем метафору как инструмент изменения и трансформации, позволяя аналогии или символу утвердиться в соответствующем образе. Подобным образом человеческий ум способен в абстрактной форме визуализировать самые запутанные отношения и таким образом трансформировать их в конкретные или материальные формы. Процесс изменения будит эмоции, чувства, воскрешает ситуации, опыт и воспоминания и служит промежуточной стадией между сознательным и бессознательным — соединяя то, что знакомо, с тем, что ново.» (Бартал-Нееман)
В нашем методе работы, подготовка к любой творческой деятельности проводится через осознание тела — наше творчество проявляется через чувства. «Тело, это не то, что у нас есть, а то, чем мы являемся. Это наш разум. То, как мы структурируем опыт о самих себе и о внешнем мире.» (Ч. М. Джонсон)
«Тело это материальное воплощение нашей души, нашего духа, это наш храм и путь к индивидуальности. Через движение, ощущение, чувство и размышление мы самовыражаемся. Мы смотрим и слушаем, внутри и снаружи, настраиваемся на осознание всего этого. Мы смотрим, чтобы видеть, слушаем, чтобы слышать, прикасаемся, чтобы ощутить». (Бартал-Нееман,19)
«Мы действуем в соответствии с представлением о себе. Именно это представление руководит каждым нашим действием и определяется в разной мере таким фактами как наследственность, образование и самообразование» (Фельденкрайс, 1972, 3).
С закрытыми глазами мы создадаем образ из комка глины; мы испробуем множество разных касаний, так что наши тактильные ощущения смогут добраться до нашего подсознания, а руки смогут создать вещи, не навязанные диктатом зрения. Мы сможем неопосредованно выразить нашу нежность, любовь, гнев и страх. После этого мы ощутим значительные перемены в осознании своего тела. Это может стать началом множества творческих проявлений, как рисование, танцы или писательство. Руки — самая гибкая часть нашего тела, так что они сами могут делать множество дел: могут строить и мастерить, играть на музыкальных инструментах, перевязывать раны, обнимать и ласкать — так мы изучаем разные способы того, как развиваться, используя свою возросшую чувствительность, и постепенно приходим к осознанию того, что руки — слуги нашей души.
Различными жестами в разговоре мы помогаем точнее выразить смысл множества прекрасных историй. Мы хотим, чтобы люди с такой повышенной чувствительностью лепили, писали и рисовали. На уровне метафор мы даем выразиться недоразвитым и скованным частям нашего тела — рисуя то, что ощущаем — описывая то, создали из образов, которые относятся к их противоположностям. Можно без конца танцевать меж воображаемыми и выражаемыми образами.
«Можно уменьшить пропасть между человеком и средой, созданной человеком, ощущая творческие проявления через телесный опыт — это ведет к эмпатии (со-чувствию), непосредственно относящейся к творческому, надличностному измерению. Это может помочь людям понять классическое или абстрактное искусство по-новому, без слов понять статуи и картины, создать новый язык для общения.»
Несколько лет назад я вела четырехдневный семинар в Юваскюльском университете в Финляндии. Участвовали люди от 19 до 63 лет, заинтересованные в личностном росте и саморазвитии, начиная от выпускников школы, включая 24-летнего студента-биолога, который в жизни не посещал уроков танцев, университетского профессора-пенсионера, несколько социальных работников, музыкантов, танцоров и др. Мы исследовали широкий круг предметов, которые формируют богатое полотно нашего опыта, прочно основываясь на осознании тела и движения, и занимались изготовлением щитов, масок, рисунков, произведений, просто общались между собой, играли в ролевые игры и многое другое. Единственным ограничением было то, что не допускалось никакой критики — ни самокритики, ни критики других людей, ведь каждый получил пространство для самоисследования и изучения.
Наша работа с телом во многом основана на работах Моше Фельденкрайса, Тай Цзи и Цигун, а также вольной импровизации с закрытыми или открытыми (как кому удобнее) глазами. Мы ни к чему не принуждаем, каждый работает на том уровне, на котором ему комфортно.
Нашей первой темой был «Путь героя» и влияние модели циклического развития, описанной Джозефом Кэмпбеллом. Ты сам будешь своим Героем и своим Демоном, встретишь сопротивление — и это в порядке вещей. Ты можешь сказать себе: «Меня это пугает. Я не буду это делать», но этим уже проявишь свое мужество. В результате мы получим обогащенную личность, которая пережила действо не как зритель, но и как участник, и наблюдатель своего собственного прогресса, вместе с синхронно мыслящими друзьями и коллегами.
В любой ситуации ты можешь попросить помощи и поддержки у коллег.
В самом начале ты оказываешься в пространстве. Перед тобой четыре двери, подписанные — Дом, Жизнь-работа, Любимые, Я-сам. Отрази, что это значит для тебя так, как ты это понимаешь, нарисуй эти четыре плоскости. Изобрази, хочешь ли ты изменить некие места или ситуации. Будь честен, насколько можешь, стараясь различать реальность и идеализированное восприятие; что бы ты изменил, если б мог? Вот появляется золотой трон, если сядешь на него, сможешь пожелать что угодно — твой путь в страну воображения начался. Подумай о каком-нибудь чуде, которое хочешь осуществить, почувствуй зов, тягу к приключениям.
Визуализируй путь по которому идешь, следуй за указателями, что указывают путь К ДОМУ ГЕРОЕВ. Найди этот дом, осторожно открой дверь (именно герой внутри тебя откроет эту дверь). Кто этот ОН или ОНА? Всмотрись глубже в глаза своего Героя или Героини, поговори с ним или с ней, спроси, о чем хочешь. Заметь, ты ведь можешь слиться со своей героической сутью настолько, насколько это вообще возможно.
Тебя пригласят на собрание героев. Чтобы подготовиться к нему, тебе нужно будет придумать свой собственный герб. Потом будет Большой ПРАЗДНИК ГЕРОЕВ И ГЕРОИНЬ. Представься, огласи свои намеренья и цели, определи свою миссию и силу, которой ты обладаешь. Сделай или выбери инструмент силы — это может быть рисунок животного или инструмент. Сможешь ли ты воспользоваться им в повседневной жизни?
После Празднования будет передышка. Ажиотаж спадает и можно отдохнуть. И тут ты чувствуешь, что у тебя также есть печаль и боль. Усиль их и сотвори из них искаженный дух себя. Это твой демон. Нарисуй его или сотвори с помощью масок и шарфов. Визуализируй всех своих яростных демонов.
После этого появится полная свобода и расслабленное движение, люди смогут играть, быть спонтанными, как дети, чтобы выпустить напряжение, появившееся от изображения демонов. На второй день пути героя к чудесному месту демон попытается помешать ему получить желаемое. Работайте в группах по трое, чтобы достичь врат. В то время, как один человек активен, второй ведет его, а третий записывает произнесенные слова. Человек, принимающий участие в игре отыгрывает как Героя, так и Демона, используя помощников, если ему это требуется. Целью является нахождение простого решения, одной фразы, что покажет, как разобраться с внутренней проблемой. В самых маленьких группах в разговоре может участвовать вся группа, если понадобится. После удовлетворительного завершения ситуации, вы можете войти в страну чудес с одним партнером. Ты получишь дар, который можешь отобразить на своих рисунках. Когда и это сделано, возвращайся в реальный мир и посмотри на свою жизнь, пользуясь новым опытом. Реши, что вы хотите изменить, если захотите что-то менять. Задай себе следующие вопросы:
1. Что нужно изменить?
2. Что я хочу сделать, чтобы повлиять на изменение?
3. Как другие воспримут эти изменения?
4. Как я могу помешать себе?
5. Как не допустить этого?
6. Я знаю, что это может включать в себя решения, компромиссы, необычные действия, мужество.
7. Согласен ли я принять ответственность и найти в себе мужество попросить о помощи, если потребуется?
Мы заканчиваем прощальной вечеринкой героев с их щитами и каждый «утверждает случившееся». Это довольно творческая работа и каждый сможет развить в себе то, что больше всего нужно ему или ей для будущего развития.
Следующей темой нашего исследования был Эдип. Мы рассматривали эту тему не с привычной позиции «Эдипового комплекса», но смотрели на легенду, как на единое целое, на отношение к личности в ней — что происходит, когда люди не знают, кто они. Мы взяли за основу великолепную адаптацию Теда Хьюза и позволили идее развиваться так, чтобы каждый из главных героев был сыгран двумя или тремя разными людьми. Этот способ ранее использовался и в театральных постановках, и в процессе индивидуального развития. Важность этого метода в том, что у каждого есть шанс попробовать себя в разных аспектах своей личности.
Для начала мы приняли концепцию Теда Хьюза о том, что жители древней страны двигались как горные люди-пауки. Бедра, таз, кости двигались в пространстве и по поверхности. Мы много работали, меняя вес, бегая и прыгая по камням, заставляя наши конечности уподоблять нас движущимся насекомым.
Мы приблизились к загадке Сфинкса — кто ходит на заре на четырех, днем на двоих, на закате на троих, и слабее всего, когда у него больше всего ног? (человек)
Каждый человек, будь то мужчина или женщина, пробует на себе три ипостаси женщины и три ипостаси мужчины т. е. Хозяйка и Жена, Мать, Королева; Воин, Отец, Король.
Это происходит через движение под музыку, люди могут петь или говорить, если им захочется. После этого участники рисуют несколько аспектов своего движения. Позже, в маленьких группах, они словесно обмениваются впечатлениями, идеями, реакциями; озвучиваются и позитивные, и негативные впечатления. Мы говорили об образах Иокасты и Эдипа в этой легенде, с закрытыми глазами мы работали над образом Тиресия, слепого провидца, чтобы полнее выразить его. Все это естественно следовало за работой с позвоночником и ногами лежа на спине — это было вызвано чьим-то восклицанием «О боже, спина моя не болит! (После стольких лет мучений)».
Третьей темой наших исследований была библейская история о Ребекке, которую мы избрали как пример первой женщины, которая решилась оставить свою родину, чтобы самой определять свою жизнь и свободно выражать свои эмоции. Она ясно представляла себе, где хочет жить, и чего она хочет от своей семьи. Она было очень гостеприимной, заботливой и не собиралась быть обманутой семьей своего вероломного дядюшки. Это тема весьма созвучна нынешнему положению вещей, когда большинство людей уезжают оттуда, где родились, будь то по необходимости или по собственному желанию. Более того, теперь мы можем свободно общаться со всем миром, у нас больше возможностей выбирать. Поэтому главным становится переезд и выбор, боль расставания, и надежды на более благоприятное окружение. Я бы хотела начать этот раздел древней цигунской фразой движения, описывающей Трое Врат Просветления. Они соединяют нас с измерениями, в которых мы живем: Небо, Человек, Земля. Это хорошее начало для дневных движений, оно фокусирует внимание на вашем центре, и соединяет именно вас с вашим окружением. Именно это окружение ставится под вопрос. Почему вам хочется уехать? Это из-за обстоятельств или просто вы так захотели? По практической причине или из-за желания учиться? Физически, мы оперируем внешним пространством; так мы движемся к его определенной точке или удаляемся от привычного окружения? Мы намеренно уходим, или просто играем, без определенной цели?
Эта тема связывает нас с реально происходившими или происходящими в определенный момент жизненными событиями. Она заставляет нас осознать эмпирический способ принятия нами решений, как мы ощущаем это своим телом и как выражаем это в рисунках или произведениях.
Когда мы прошли все эти стадии, мы формируем группы по три-четыре человека и разыгрываем определенную личную историю.
На таких семинарах люди принимают очень важные и значимые для их жизни решения и, как правило, имеют возможность ощутить себя более «живыми», более цельными. Подводя итоги, я показала, что образование — широкий спектр опыта и знаний, имеет и методы улучшения способности общаться. Все искусства связаны между собой и взаимообогащают друг друга. Я привела лишь несколько примеров моей работы над усилением человеческого воображения и творчества. Ведь стимулировать ум — это сажать семя, которое должно вырасти.

 

Начало Начало / Библиотека Библиотека /   «Предложение воспринять тело как инструмент художественного исследования и изменения.»
© 2014 Тренинговый центр «Тертон».  Связь с нами Размер шрифта: Маленький размер шрифта fsz fsz fsz
scroll






Движок сайта: SpoonCMS
Дизайн: Ashwood