sep
Мы открываем сокровища сознания
middleshadow scroll-top
«Что такое мифодрама?»

Что такое мифодрама?



Наиболее подходящим определением для описания происходящего на мифодраме будет высказывание К. Г. Юнга:
«...Разум поставил нам слишком тесные рамки и требует от нас воспринимать в жизни только то, что хорошо известно (причем, и это с ограничением — только в знакомой форме), будто истинная размерность жизни доподлинно определена. А фактически мы день за днем живем, пребывая за гранью своего сознания; наше бессознательное живет без нашего ведома. Чем крепче власть критического разума, тем беднее жизнь; и чем больше бессознательного, мифического мы сможем понять, тем больше жизни мы в себя впитываем...»

Мифодрама — это психологический инструмент, возникший на стыке двух методов: психодрамы Якоба Леви Морено и аналитической психологии Карла Густава Юнга.
Юнг считал, что суть терапии в том, чтобы вернуть человека к нуменозному (божественному). Морено видел свой метод как способ вернуть человека во вселенную. Их методы были объединены в ходе развития психодрамы, а со временем, появилась и мифодрама, взявшая за основу мифологию и сказки.
Мифодрама как метод напоминает не волшебство, а скорее шаманский ритуал. В древности шаманы и жрецы, чтобы понять волю богов или получить какие-либо дары, создавали нечто вроде мифодрамы: они становились божествами, энергиями, дождем или племенем. Шаман надевал маску животного, а другой шаман за ним гнался. В племени мужчины могли играть в охоту, проигрывая различные варианты развития сюжета. Таким образом люди получали не только игровой опыт, но и сталкивались с переживаниями, недоступными для их точки зрения — сложно понять, как себя ощущает животное, если ты считаешь себя человеком. Так, через игру, подобно детям, люди познавали мир.
Миф, сказка, игра — один из первых способов познания и усвоения реальности. Дети познают добро и зло, социальные нормы и правила поведения, учатся выстраивать социальные связи разных уровней через игру — своего рода мифодраму. Попросите ребенка стать взрослым — и он уже становится взрослым, весьма гротескно, но точно повторяя особенности поведения взрослых. Проявляя усвоенные им роли в жизни, ребенок становится как бы прозрачным для энергии и фигуры «Взрослого».
Любая подобная роль несет в себе не только логику поведения, мышления и систему ценностей, но и программу. Цель и задачи — если хотите. Жертва — убегает, но оказывается пойманной. Охотник — догоняет и побеждает. Начните убегать — и у кого-то включится роль охотника. Но если в погоне вы вдруг совершите нечто спонтанное, то есть не то, что принято и вписывается в систему поведения жертвы, — охотник не сможет продолжать «свою игру», он буквально сломается как охотник, может даже впасть в транс... секунды на три. Именно такое умение — знать роли и уметь их менять — позволяет куда эффективнее достигать свои цели в жизни.
Дети познают все через игру, взрослые склонны свои детские игры обесценивать, отказываться от них и... консервировать усвоенные роли, оставляя их как любимые перчатки, под час игнорируя, что они износились, а то и вовсе приклеились к коже. Сложно почувствовать, каков на ощупь предмет, если вы в перчатке?
Так или иначе, в жизни каждого человека есть две-три излюбленных роли, которые так и могут прилипнуть. Есть среди них удобные, те которые замечательно работают, эффективны и комфортны. Но они не являются нами, они — только лишь наша роль, аспект нашей Самости. Весьма важно понимать что роль — не есть целое.
Для примера представим ситуацию: вы пришли с работы, где вы — начальник, управляющий группой людей. Вы уже в другой обстановке, но ваша роль, «начальник» движется за вами. Выглядит немного смешно: как будто вы забыли снять уличную обувь, уже залезая в кровать. Скандалы, претензии, недопонимание... а ведь начиналось-то всё совсем по-другому! Начиналось всё естественно и спонтанно, и конечно это было непохоже на то, что происходит сейчас. Как вернуть то состояние спонтанности, умение радоваться «здесь и теперь»?
Есть среди ролей и те, которые можно назвать теневыми, непроявленными или даже подавляемыми. Неприятно заниматься той деятельностью, которая получается плохо? Чаще всего да. Но это не означает, что во время гриппа следует прекращать дышать, верно?
Человек склонен подавлять роль, если в начале её освоения и развития он совершал «ошибки», а реакции окружения были негативными и доставляли дискомфорт. Что со временем приводит к мысли, что от этой модели стоит отказаться. А проблема часто заключается в банальной неотработанности роли. Это все то же негодование из-за насморка, когда в реальности — он пройдет и дышать станет комфортно. Возможно, аналогия не совсем корректна, однако, подавление роли, «плохих черт», за которые «никто не будет любить», даёт обратный эффект. Когда давление на роль достигает определенного уровня, она начинает проявляться уже помимо нашей воли, неосознанно, вызывая всё то же недоумение и негативную реакцию со стороны окружения. Это может быть какая-то новая манера говорить или особенность жестикуляции.
Подавленные роли и роли, к которым мы прицепились, становятся неотъемлемыми частями нашей психики, своего рода характером. Костенеют. И это обуславливает предсказуемость, потерю спонтанности и возможности адекватно среагировать на новый опыт или ситуацию. Роли сами по себе забываются, даже перестают ощущаться. Например, первый месяц на работе человек ощущает новизну, а со временем — и это становится обыденностью.
Метод мифодрамы позволяет освежить в памяти прицепившиеся роли, встретиться с ними вновь. Будто увидеть своих старых знакомых свежим взглядом. Такая встреча может оказаться по-началу неприятной, но это позволяет вернуться к спонтанности, осознать и понять причины «зависания» в «любимых» ролях.
Мифодрама — это игра в реальность. И реальная игра, где становится возможно увидеть иллюстрацию фразы о единстве микромира и макромира.

 

Начало Начало / Библиотека Библиотека /   «Что такое мифодрама?»
© 2014 Тренинговый центр «Тертон».  Связь с нами Размер шрифта: Маленький размер шрифта fsz fsz fsz
scroll






Движок сайта: SpoonCMS
Дизайн: Ashwood