sep
Мы открываем сокровища сознания
middleshadow scroll-top
Г. Лабковская «Интенсивные интегративные психотехнологии, трансперсональная психология и духовное целительство»

Интенсивные интегративные психотехнологии, трансперсональная психология и духовное целительство



   К сожалению, и все мы прекрасно это знаем, мир целительства (особенно духовного и энергетического целительства) и мир академической науки - это до сих пор параллельные миры и коммуникация между ними носит локальный эпизодический характер. И если медицина восприняла опыт целительства хотя бы в части того, что касается применения лекарственных средств, то психология оказалась отрезана от огромного пласта древнего опыта человечества. Мир психологической науки до сих пор пожинает плоды философских заблуждений недавнего прошлого, разделивших тело и душу, материю и сознание.

   Всю вторую половину 20 века представители отдельных направлений психологии и психотерапии пытались преодолеть этот разрыв, в результате чего на данный момент представителей академической психологии условно можно разделить на два лагеря - лагерь приверженцев «строгого научного эксперимента» - грубо говоря не признающих наличие души и
энергии, потому что не существует научных доказательств существования ни того, ни другого, и лагерь представителей гуманистической и трансперсональной психологии (далее - ТП), которые наличие и того, и другого признают, и при этом говорят о необходимости изменить критерии эксперимента, потому что подход, который используется для изучения плотных материальных процессов, не годится для человеческой психики.

   Западная психология проработала огромный пласт обусловленности нашей жизни периодом детства и семейной динамикой и выработала методы, позволяющие освободиться от груза прошлого. Однако, как современной медицине, так и современной психологии до сих пор удивительно мало известно об источнике здоровья, находящемся внутри нас самих. Опора именно на этот источник является ключевым моментом, объединяющим различные методы, используемые в трансперсональном подходе - интенсивных интегративных психотехнологиях (далее - ИИПТ) и духовной психотерапии, несмотря на то, что порой они относятся к совершенно разным культурам и подходам.

   Говорим ли мы о древнеиндийской философии Вед, явившейся основой для различных духовных школ, или о философии всех течений Буддизма, или о религиозной философии Мейстера Экхарта и других христианских мистиков, или же о трудах исламских суфиев, - везде мы встречаем центральную идею: каждый человек обладает истинной природой - природой пробуждения (в Буддизме), или природой Будды (что то же самое), или несотворенной частицей души, единящей человека с божеством (у Экхарта), или «царством Божиим внутри нас» - как об этом говорится в классическом христианстве.

   Суть учения всех этих различных школ одна - они видят конечной целью человека постижение трансцендентной основы всего сущего, познание Бога через самопознание. Говоря на привычном нам языке, это - реализация внутреннего потенциала, или резерва, понимаемого здесь как угодно широко. Самоактуализация, или проявление и реализация истинной природы, выводит человека за пределы ограничений тела, ума, пространства и времени. Если рассматривать данный вопрос с практической точки зрения, то одним из результатов такого постижения является выход на источник здоровья, находящийся внутри нас самих - вот почему подобный подход представляет несомненный интерес как для психотерапии, так и для целительства.

   Многие выдающиеся представители Западной психологической науки в конце концов приходят к тем же истинам. Приведем здесь несколько цитат:

   К.Г.Юнг: «Ваше видение становится ясным только когда вы можете взглянуть себе в сердце. Кто смотрит наружу - видит сны, кто смотрит внутрь - просыпается.» И еще - «Факт заключается в том, что приближение к ноуменальному есть подлинная терапия, и чем ближе вы к ноуменальному опыту, тем свободнее вы от проклятия патологии».

   Таким образом, человек может пребывать или в состоянии единства, или, еще лучше, тождественности своей истинной природе, или в отрыве от нее. В контакте с истинной природой мир реален и феномены истинны, в отрыве от истинной природы мир иллюзорен, и жизнь - сон. В соответствии с этим мы можем объединить все практические методы как Востока так и Запада (в том числе и методы психотерапии) в две большие группы: практики раскрытия внутренней изначальной истины и практики устранения препятствий для проявления изначальной истины.

   Целью трансперсонального подхода, интенсивных интегративных психотехнологий и духовной психотерапии является выстраивание жизни человека таким образом, чтобы его бытие саморегулировалось не только и не столько из потребностей тела, социума или ума, а на уровне «носителя смысла», тождественного истинной природе человека.

   Основой является утверждение доброго начала и безмерной ценности человека за пределами невроза и заблуждений; раскрытие экзистенциального смысла трудностей, стоящих перед ищущем помощи пациентом, проникновение в основные жизненные убеждения, ценности и представления пациента, которые, собственно, и приводят к психодуховной и физической болезни. Психотерапевт и пациент не фокусируются только на проблемах, а выявляют те качества в пациенте, которые дают силы оздоровить и расширить жизнь, опираясь на внутренний источник истины и силы.

   Интегративные психотехнологии выстроены на идее осознания и используют измененные состояния сознания в своей работе с клиентами.

   Дополнительным аргументом к этому является то, что внутренние переживания в измененных состояниях сознания могут создавать чувство покоя и завершенности на глубинном уровне. Работа с измененными состояниями сознания использует техники и катализаторы для мобилизации внутренней энергии исцеления, таким образом, что внутренняя мудрость индивида выбирает именно то переживание, которое является актуальным для личности в данный момент времени. Все, что могут делать интегративные психотехники - это выносить подавленный материал в сознание. Разница между большинством психотерапий и работой в измененных состояниях сознания (ИСС) заключается в том, что традиционная психология ожидает от терапевта структурирования и анализа переживаний клиента согласно какой-либо теории. От терапевта могут даже ожидать исцеления, в то время как исцеление в необычных состояниях сознания возникает внутри клиента и скорее поощряется, чем направляется специалистом по ИИПТ. Мы уверены, что в такой глобальной системе, каковой является психика человека, всегда есть огромный ресурс для самоисцеления. Главное - позволить «заработать внутренней мудрости», высвободить от искажающих стекол Эго внутренний радар, безупречно находящий актуальную проблему для психики, точно находящий эффективный способ разрешения травмирующей ситуации.

   Многие тысячи лет человечество копило опыт, который всегда был уделом посвященных и ищущих. За исцелением приходили к целителям, шаманам, ведунам, знахарям и священникам. Последние 20-30 лет благодаря усилиям исследователей сознания - психологов и философов, врачей и целителей, - это знание становится доступно огромному количеству людей, испытывающих потребность в переосмыслении своих жизненных принципов, взглядов на мир и жизненных целей. С каждым годом таких людей становится все больше, и нам с вами это прекрасно известно.

   Первые методические и учебные программы в этом подходе, позволявшие всем тем, чьи взгляды не вписывались в представления официальной науки получать образование и профессионально работать в своих областях, были созданы в США 30 лет назад, когда был основан Трансперсональный Институт в Калифорнии. В Европе и России в последние годы тоже созданы несколько учебных программ, которые позволяют получить систематическое образование в области тренсперсональной и интегративной психологии. Это серьезный прорыв в психологической науке и шаг к выработке целостного подхода человеку, которого последние столетия наука была лишена.

 


 

Начало Начало / Библиотека Библиотека /  Г. Лабковская «Интенсивные интегративные психотехнологии, трансперсональная психология и духовное целительство»
© 2014 Тренинговый центр «Тертон».  Связь с нами Размер шрифта: Маленький размер шрифта fsz fsz fsz
scroll






Движок сайта: SpoonCMS
Дизайн: Ashwood