sep
Мы открываем сокровища сознания
middleshadow scroll-top

Трансперсональная и интегральная психология: связь с древними духовными традициями

Холотропные или высшие состояния сознания играли решающую роль в шаманских практиках, древних мистериях смерти и возрождения - сакральных таинствах, где посвящаемый переживал сильное психодуховное преображение. Эти мистерии были основаны на мифологических повествованиях о божествах, символизирующих смерть и преображение. У древних шумеров ими являлись Инанна и Тамуз, у египтян - Изида и Осирис, у греков - Аттис, Адонис, Вакх и Персефона. Их американскими аналогами были ацтекский Кецалькоатль и Близнецы-Герои из майянского эпоса "Пополь-Вух". Эти мистерии были распространены в странах Средиземноморья и на Среднем Востоке. К ним относятся мистерии митраизма, шумерские и египетские храмовые посвящения,  а также греческие ритуалы корибантов, вакханалии и элевсинские мистерии.

Свидетельством в пользу силы и воздействия подобных переживаний является тот факт, что элевсинские мистерии проводились регулярно и непрерывно в течение почти двух тысяч лет, не переставая привлекать выдающихся людей всего античного мира. Культурная значимость этих мистерий для древнего мира состоит в том, что среди посвященных в них были многие знаменитые и прославленные деятели античности среди которых философы Платон, Аристотель, Эпиктет, военный лидер Алкивиад, драматурги Эврипид и Софокл, а также поэт Пиндар (Гроф, 1997).

Важную роль играли холотропные состояния в шаманизме и великих религиях мира. Визионерские переживания основателей этих религий стали им источником вдохновения и жизни  . Изначальные переживания были в той или иной степени спонтанны и стихийны, многие религии на протяжении своей истории разработали сложные процедуры, специально предназначенные для вызова мистических переживаний. К ним относятся различные шаманские практики, методы йоги, медитации випассаны, дзен и тибетского буддизма, а также духовные упражнения даосской традиции, тантрические ритуалы, различные методы, разработанные суфиями, исламскими мистиками. В своих священных церемониях, или зикрах, суфии регулярно использовали усиленное дыхание, религиозные песнопения и танец кружения, вызывающий состояние транса.

В иудео-христианской традиции можно упомянуть дыхательные упражнения ессеев и их крещение, где человека погружали в воду и топили до полусмерти, христианскую Иисусову молитву (исихазм), практики Игнатия Лойолы, а также различные каббалистические и хасидские процедуры. Методы, предназначенные для того, чтобы вызывать и развивать духовные переживания, характерны для всех мистических ответвлений великих религий.

Источником развития трансперсональной психологии является опыт шаманизма, мировых духовно-религиозных традиций, внеконфессиональных древних и современных экстати­ческих и трансцендентных психотехнологий. Трансперсональная психология является всеобъемлющей моделью развития сознания, которая свя­зывает психологические и духовные дисциплины. В этом смысле йога в целом и молодое направление, возникшее в 20 веке, Кун­далини-йога школы Йоги Бхаджана в частности, представляет собой один из важных источников для развития интегральной и трансперсональной психологии. С другой стороны, многое в традиции Кундалини-йоги становится доступным современному человеку благодаря трансперсо­нальной психологии; практику Кундалини-йоги можно рассматривать как одну из интен­сивных интегративных психотехнологий.

Согласно холономной парадигме, наша психика устроена так, что, входя в разные со­стояния, которые являются устойчивыми местами в то­пологии развивающегося сознания, мы можем комфортно передвигаться в них без усилий. Каждое такое состояние связано с раскрывающимся в нем видением и знанием. В холономной парадигме реаль­ность есть "Космическая Игра" Абсолютного сознания, подоб­ного абсолютному принципу великих мистических традиций мира. Выживание человечества и решение им глобальных про­блем в значительной степени связано с его освоением опыта холотропных состояний.

Изучив основные черты холотропного (холономного) взгляда на реальность и человеческую психику, мы можем сделать следующий вывод: став общедоступной духовной традицией для современного человека, живущего в мире и не выходящего из него при вступлении на этот путь, Кундалини-йога школы Йоги Бхаджана  приобретает вид интенсивной интегративной психотехно­логии. При этом характерные черты ее (основные понятия и антропология) сохраняют­ся, но утрачивают свою уникальность и самодовлеющий характер, вписываясь в холи­стическую парадигму современной интегративной психологии наряду с другими древними и современными традициями и практиками.
В настоящее время трансперсональная психология имеет всё большее влияние на общегуманитарную парадигму, особенно через интегральный подход Кена Уилбера и процессуальную работу Арнольда Минделла







Начало Начало / Трансперсональная психология Трансперсональная психология / Трансперсональная психология и её связь с древними духовными традициями Трансперсональная психология и её связь с древними духовными традициями
© 2014 Тренинговый центр «Тертон».  Связь с нами Размер шрифта: Маленький размер шрифта fsz fsz fsz
scroll






Движок сайта: SpoonCMS
Дизайн: Ashwood