Стадии трансформации в Кундалини йоге: путь эго и путь духа
В Кундалини-йоге существует представление об определенных этапах развития. В начале путешествия карта или описание пути дает представление о трудностях и препятствиях, которые могут встретиться впереди. Лучшие из этих карт покажут, когда и как готовить себя к различным этапам путешествия.
Опытный путешественник знает, что все эти карты, какими бы подробными и точными они ни были, совсем не то же самое, что и территория которую они описывают. Насыщенные чувственные, эстетические, личные и социальные измерения реального опыта не могут быть в полной мере отражены в символическом описании или в двух или даже трех мерной схеме. Только опыт может дать вам представление о реальности. Карта- это лишь поверхность, никакое описание не может вместить в себя всего разнообразия возможных путей личностного роста. Даже карта психологической, эмоциональной или духовной территории - всего лишь абстракция. Изучение, обсуждение достоинств или недостатков такой карты неспособно изменить человека. Только реальный опыт и преодоление препятствий на пути открывает возможности для трансформации и творчества. И все же карта, описание пути служит существенным звеном, открывающим дверь к более глубокому знанию и опыту. Для того чтобы провести ум через различные стадии обучения к мастерству, необходимо знание и особые навыки. Необходимо иметь четкое представление об основных этапах, которые предстоит пройти от состояния начинающего к уровню Мастера.
Многие великие люди достигали Мастерства в искусстве совершенствования своего "я" и оставили нам множество карт, техник, писаний и инструкций, чтобы помочь нам завершить путешествие и избежать возможных ошибок и опасностей. Общей чертой этих описаний служит разделение пути духовного роста на этапы. Необходимо пройти через все стадии последовательно.
Поскольку карта, которая нам нужна, описывает приобретение и интеграцию опыта, мы можем построить ее на основании изучения путей развития в любой области знаний. Все описания пути у разных народов, культур, древние и современные будут обладать одинаковой структурой стадий развития и шагов. Мастера боевых искусств, музыки, науки или духа, все они должны были достичь мастерства в совершенствовании своей природы. Однако для духовных дисциплин объектом исследования и служит именно эта природа.
Существует пять универсальных стадий в процессе обучения и развития. В духовном измерении эти стадии были записаны сикхскими Гуру, в последствии эта схема была разработана Йоги Бхаджаном. Это сарам пад, карам пад, шакти пад, сахедж пад и сат пад (слово "пад" означает "ступень" или "шаг"). Если рассмотреть эти ступени в терминах описывающих личность практикующего, это будут ступени начинающего, ученика, практика, эксперта и, наконец, мастера. Природа опыта, а также учения и задачи полезные для учеников, находящихся на разных стадиях развития - различаются друг от друга.
САРАМ ПАД: СТАДИЯ НАЧИНАЮЩЕГО
Первым этапом на пути является состояние начинающего. Вы впервые сталкиваетесь с объектом исследования или задачей. На этом этапе у вас нет никакого опыта, или он невелик. Нет воспоминаний о прошлых неудачах или успехах. Вы могли слышать или читать что-то об этом, но вы никогда раньше не встречались с подобной ситуацией.
Есть три типа мотивации, приводящей человека к шагу сарам пад: необходимость, возможность и призвание. Когда наша жизнь наполнена проблемами, болью, разочарованиями и неудачами, мы начинаем искать какой-то новый путь. Мы решаем рискнуть и начать что-то новое, потому, что у нас другого выхода. Все старые способы кажутся недостаточными, нам нужно что-то другое. Затем находится человек, который знакомит вас с новым методом, или вы можете прочитать о нем в книге, или вы внезапно сами видите новый выход из ситуации.
Другая мотивация возникает из возможности. Вы узнаете о своем друге или коллеге, который получает большое удовольствие от какой-то незнакомой вам деятельности или занятий. Вы хотите узнать как можно достичь такого же приятного состояния. Вы получаете примеры упражнений, видов пищи или способов мышления и находите их приятными. Затем вы, стремясь увеличить наслаждение, начинаете искать что-то подобное. В поисках большего удовлетворения и наслаждения, вы становитесь начинающим на том или ином пути.
Третий вид мотивации основан на интуиции и исходит из творческой сущности человека. Это происходит независимо от наслаждения или боли, богатства или бедности, почета или презрения. Это происходит, когда вы чувствуете "зов". Это не просто желание, которое исходит из некой части вашей личности, которую вы до сих пор игнорировали. Зов приходит из полноты вашей личности. Когда вы действуете под влиянием такого зова, вы чувствуете, что выполняете свое предназначение. Вы делаете выбор и ваша воля при этом свободна, но чувствуете, что никогда не выбрали бы чего-то другого. Это - ощущение творческого проявления чего-то, что может быть связано с истинным "я" и истинной целью. Это действие из любви, а не из страха или страсти. Вы двигаетесь вперед независимо от того, встречались ли вы уже с чем-то похожим или нет.
Независимо от мотивации, которая приводит человека к первому этапу, все начинающие находятся в одинаковой ситуации с одними и теми же задачами и проблемами. Начинающий не знает, на что обращать внимание.
Первые инструкции для начинающего основаны на вещах, которые находятся на поверхности и легко усваиваются. Это позволяет концентрировать внимание и продолжать процесс. Задача для новичка - это понимать правила и следовать. У него еще нет полного восприятия цели, которую нужно достичь, ведь для этого необходим личный опыт. Личные качества, которые следует развивать начинающему - это дисциплина, послушание и мотивация.
Ученики, которые легко находят сходные черты, следуют правилам и стараются подчинить им свое поведение, легко продвигаются на этой стадии развития. Полные энтузиазма, следующие правилам, те, кто не задает преждевременных вопросов о более продвинутых стадиях, которые еще сложны для их понимания, - такие люди считаются превосходными начинающими учениками.
На духовном пути правила помогают понять различие между эго и истинным "я". Так ученик развивает в себе привычки, которые выбирают волю "я".
КАРАМ ПАД: СТАДИЯ ПОДМАСТЕРЬЯ
Вторая стадия развития - это состояние ученика или подмастерья. На этом этапе на первый план выходят действия, практика во множестве конкретных ситуаций. Слово "карам" означает "действие", "достижение цели". Ученик должен достигать своих целей в разных обстоятельствах. Он сталкивается с исключениями и тонкостями, которые не могли быть учтены в формулах, пригодных для первой стадии. Поэтому на этом этапе необходима постоянная обратная связь между учениками и более подготовленным учителем, а также внутри группы учеников, выполняющих сходные задачи.
Основными задачами карам пада являются обогащение чувственного опыта в различных ситуациях, новое определение природы стоящих перед учеником задач и ожиданий относительно них, а также развитие способности концентрироваться в сложных ситуациях.
Расширение опыта дает множество новых впечатлений. Обогащение чувственного восприятия служит центральной темой этой стадии. Большую помощь в прохождении этого шага могут оказать техники, развивающие открытость чувственного восприятия.
Обычно человек предпочитает использовать какую-либо одну систему восприятия (например, зрительную). Это зависит от привычек, тренировки и темперамента человека. Однако ему может понадобиться расширить приток информации засчет других систем восприятия. Развитие подобной гибкости в восприятии является существенным для прохождения этого этапа обучения.
Другим важным навыком, приобретаемым на этой стадии, является способность концентрировать внимание на фоне растущего притока информации. Этому служит получение опыта в разнообразных ситуациях. Способность замечать сходства, не упуская из виду исключения из обычных правил, - такой стиль мышления позволяет легко продвигаться на этом этапе обучения. Следует научиться в каждой новой ситуации видеть отличия от исходных правил и формулировки задачи и концентрировать внимание на том, чему можно научиться в этой ситуации.
Хороший ученик должен развить на этой стадии то, что Йоги Бхаджан назвал "подсознательной внимательностью к небольшим отличиям настоящей ситуации ото всех предыдущих". Эта дополнительная энергия внимания позволяет ученику усилить концентрацию и ускорить обучение. Со временем накопление подобного опыта позволяет ему справляться со все более сложными ситуациями и разнообразными задачами.
В йоге ученик успешно продвигается на этой стадии, если его практика регулярна. Йогическая садхана, упражнения и медитации должны выполняться день за днем, независимо от колебаний настроения, меняющейся жизненной ситуации. Это развивает способность видеть перспективу на фоне меняющихся обстоятельств. На этом этапе ученик развивает в себе выносливость и гибкость.
Для подготовки к следующему этапу обучения опыт, полученный на этой стадии должен быть как можно более разнообразным.
ШАКТИ ПАД: СТАДИЯ ПРАКТИКА
Третья стадия развития, стадия, когда человек становится практиком, является критическим периодом во всем процессе обучения. Эта стадия наиболее трудна. Это время трансформации и выбора, от которого зависит сможет ли ученик продвигаться дальше по пути к мастерству, останется на уровне подмастерья или вообще покинет путь. На этом этапе происходит либо трансформация, либо остановка развития. В духовных дисциплинах шакти пад связывают с испытанием силы. К этому моменту ученик обладает большим опытом. Он знает смысл следования правилам, накопил запас сознательных и бессознательных способностей и привычек, и перед ним разворачиваются огромные возможности для выбора. Теперь практик должен выбрать цель, прояснить свою мотивацию и сознательно принять систему ценностей. Практику также нужно развить в себе способность делать выбор в соответствии с иерархией ценностей. Он должен уметь выделять приоритетные направления работы и решения и понимать, какие из них существенны для достижения цели, а какие - нет. Нужно научиться брать на себя ответственность за выбор пути, принимая все его качества.
На предыдущей стадии развития выбор конкретного маршрута осуществлялся руководителем, теперь вы сами должны выбрать свой путь. Вы понимаете, что в каждой конкретной ситуации существуют свои правила. На стадии практика вы должны сами сформулировать правила, согласно которым выбирается тот или иной набор правил в зависимости от ситуации. Эта стадия подобна подростковому периоду в развитии личности.
Начинающий во всех отношениях похож на новорожденного, подмастерье- на ребенка. Практик подобен подростку, который готов идти на риск и действовать по-новому. Это созидательное и опасное состояние. Также как и подросток хочет использовать силу выбора, принятия решения, не принимая в расчет опасностей, вытекающих из ответственности за последствия этого выбора, практик стремится принимать решения без принятия на себя каких-либо обязательств. Практик, овладевающий процессом принятия обязательств, учащийся преодолевать сомнения и различать истинные ценности, с успехом проходит через эту стадию развития.
Это проверка силы, которая происходит на стадии шакти пад. Мышление практика должно развиться таким образом, чтобы он мог воспринимать и оценивать все возможные варианты развития ситуации, исходя из всей доступной информации. Неверные действия, совершаемые из-за недостатка осознанности или узости взглядов, становятся фатальной ошибкой. Практик терпит поражение, если выбирает ценности или цели, которые кажутся ему наиболее привлекательными или интересными, вместо того, чтобы следовать тому, что послужило бы осуществлению задачи или цели, ради которых он начал весь процесс самосовершенствования.
Принятие таких решений - часто пугающий и болезненный процесс. Неопределенность последствий часто наполняет практика сомнениями. Это опасный и экзистенциальный момент.
Главным препятствием на этой стадии развития служит эго и привязанности.
Одной из основных задач этой стадии служит преодоление сомнений. Действие, за которым стояли бы все части вашей личности, вашего ума. Это требует принятия определенных обязательств. Это требует вовлеченности в смысле ощущения ответственности за свой выбор и все результаты этого выбора, какими бы они ни были. Успехи и неудачи приобретают новое значение и влекут за собой определенные последствия. Каждое действие, поскольку теперь оно на сто процентов ваше, приобретает гораздо большее значение.
В духовных дисциплинах эта стадия подобна прыжку в неизвестность, где единственной опорой служит вера. Это момент, когда вы выбираете свои желания и привязанности или же высшие ценности, принятые на пути или в учении которому вы следуете. До этого пункта ученик не сталкивается с проблемой выбора. Новичок следует правилам, подмастерье накапливает разнообразный опыт. Практик уже обладает практически всеми навыками, необходимыми для выполнения большинства задач в своей области. Теперь он должен выбрать, куда приложить свои умения и ради какой цели.
В учении йоги это время, когда многие ученики оставляют путь. Некоторые делают так потому, что чувствуют, что во всех их предыдущих усилиях они отвергали или недооценивали некоторые части своей личности. У других развивается «духовное эго», и они впадают в самообман, думая, что уже достигли цели, несмотря на то, что учителя и учение предостерегают от подобной ошибки. Другие отходят от пути постепенно, думая, что они являются исключением из общих правил и им не обязательно следовать установленной на пути дисциплине.
Ученики, развивающие в себе способность действовать с верой и как одно целое, успешно продвигаются на этой стадии. Легче всего преодолевают ее те, кто внимательно исследует направление своего развития, замечая все возможные отклонения от цели и корректируя свой курс. На этой стадии легко забыть о необходимости двигаться вперед, будучи очарованным удовлетворением, силой и умениями, добытыми на предыдущих стадиях. Если вы жертвуете всем этим ради пути и цели, к которой вы стремились в начале обучения, вы обретаете огромную силу и непоколебимую устремленность достичь этой цели.
САХАДЖ ПАД: СТАДИЯ ЭКСПЕРТА
Четвертая стадия пути, стадия эксперта, наполнена радостью. Опасности и искушения шакти пада пройдены. "Сахадж пад" означает состояние простоты и изящества. На этой стадии ученик располагает значительным опытом, сосредоточен на цели и каждое новое испытание служит его росту.
Происходит сдвиг от сосредоточенности лишь на самом себе к слиянию с целью. На этой стадии характерными будут два состояния: работы в полном соединении с целью или предметом и оценки своего исполнения. Ученик находится попеременно то в одном, то в другом из этих состояний. Здесь никогда не возникает вопросов, связанных с тем, что он делает или почему, ученика интересует лишь развитие структуры того, чем он занят.
Эксперт узнает личность и может действовать, опираясь на набор эвристических правил, являющих результатом его опыта. Решение принимается немедленно и основывается на осязаемом прямом восприятии ситуации как целого. На этой стадии ученику уже не нужно анализировать ситуацию, рассматривая последовательно ее разные компоненты. Эта способность называется интуицией.
Благодаря интуиции решение само внезапно вспыхивает в сознании. За этим следует сбор данных, поиск новых партнеров, и другие действия, направленные на воплощение видения в реальности.
Эксперт всегда внимателен к различиям в, казалось бы, сходных ситуациях. Он выделяет значимые элементы ситуации и сравнивает ее с тем, что ему известно из опыта, полученного в прошлом. Понимание принципиальной однотипности текущей задачи и уже встречавшихся в прошлом, позволяет быстро принимать правильное решение. Если все в порядке и не требуется никакого вмешательства, эксперт не станет ничего менять, следуя девизу: "Не чини то, что и так работает". Не стараясь "изобрести велосипед", он будет заниматься тем, что он уже хорошо знает.
На этой стадии ученику требуется терпение, он должен выработать в себе отношение к своему делу, как к служению. На этом этапе группа сподвижников, окружающих ученика становится гораздо меньше, чем на предыдущих. Эксперт учится от других экспертов и от мастеров своей традиции. Эксперт изучает также все записи и истории, оставленные мастерами прошлого, которые работали в других обстоятельствах и окружении.
Обучение на этой стадии состоит из четырех основных компонент: глубина осмысления, усложнение внутреннего процесса ассоциаций, обогащение интуитивного восприятия и способности видеть целое и передача своих навыков другим.
Глубина осмысления относится к тому, как целое, предстающее перед экспертом, оказывается связанным с его делами, ощущениями, воспоминаниями, в результате чего происходит идентификация этого целого.
Ученик йоги может выполнять ту или иную позу, которая выглядит и ощущается определенным образом. Поза может выполняться с полным осознанием тех внутренних изменений, которые она вызывает в сравнении с другими позами и в сравнении с выполнением той же позы, но в другом настроении. Продвинутый ученик может расширить свое восприятие до понимания смысла этой позы и ее связи с другими видами деятельности: медитацией, служением и пребыванием в покое. Эксперт оценивает также свое отношение к телу как к священному механизму.
Ученик Кундалини йоги может медитировать и оценивать свою медитацию как ученик, йогин, человек, внимательный к своему здоровью, член духовной общины, ответственный житель планеты Земля или как консультант, использующий эту технику.
Эта стадия обучения в одном отношении похожа на стадию "карам пад": увеличивается открытость к новому восприятию. Разница в том, что здесь человек воспринимает целостно: весь проект, человека, как целое, всю расстановку фигур на шахматной доске, йогическую крию целиком, весь бизнес и персонал. Вместо того чтобы обращать свое внимание на мелкие детали, вы учитесь видеть и чувствовать всю картину целиком и различия между множеством таких картин, доступных с разных точек зрения, в одной и той же ситуации. Это открывает интуитивные ресурсы человека.
Эксперт учится, обучая других. Для того, чтобы достичь мастерства в чем-либо вы должны учить. На этой стадии вы должны делиться приобретенным вами опытом с другими. В бизнесе это означает руководство младшими или менее опытными сотрудниками. Это помогает ученику развивать отстраненное отношение к задаче или навыку. Это становится чем-то, что вы отдаете другому, как бы сажая семя и культивируя его дальнейшее развитие и рост. Это ведет к пробуждению внутреннего родителя и учителя.
В настоящем эксперте всегда присутствует качество сострадания. Он независим от возможностей личных потерь или выгод. Эксперт исполняет свою роль в игре мощно, со всем умением и с полной концентрацией на цели. Эксперт не знает ни страха, ни гнева. Это дает ему преимущество открытости всем эмоциям и ощущениям. Эксперт живет и действует больше для цели, чем для самого себя.
САТ ПАД: СТАДИЯ МАСТЕРА
Пятая и последняя стадия - стадия Мастера. Это редкое достижение, недоступное многим. В духовных дисциплинах оно называется Сат пад, состояние Истины или Реальности.
Мастер сосредоточен на реальности задачи и всей ситуации. Эго уже не является помехой. Мастер полностью сливается с действием.
Мастер йоги сливается с истинным "я" и переживает его присутствие во всем.
Мастерство - это полное присутствие, сфокусированное на контексте применения и воздействии своих сил и умений в ситуации.
Мастерство связано с качествами нейтральности. Мастер использует нейтральный ум. Его интуитивные способности не ограничиваются восприятием ситуации как целого, а позволяют ему полностью сливаться с ситуацией, задачей, объектом или личностью.
Йоги Бхаджан назвал эту способность всеохватывающим, сопоставляющим, понимающим, интуитивным сознанием.
Йогин, достигающий степени Мастера, чувствует, что все его действия исходят из Воли Бога или Дхармы. Исчезает различие между тем, что должно быть осуществлено по Воле Творца и выбором его собственной воли. Возникает переживание равенства и трансцендентности в Бесконечности Бытия. И это воплощается в каждом, даже самом незаметном действии, в каждом произнесенном слове.
Другой особенностью Мастера служит невероятно быстрая оценка ситуации и принятие решения. Мастер не тратит много времени на обдумывание задачи, но фокусирует свое внимание, когда действует и на самом действии. Мастер йоги может развлекаться в компании друзей и одновременно поднимать Кундалини. Новичку может показаться, что Мастер невнимателен или отвлекается, однако реальность в том, что если новичку для решения задачи необходимы все ресурсы его внимания, то Мастер способен сосредоточиться, принять решение и действовать быстрее, чем новичок сможет понять, в чем собственно его задача.
Особого внимания заслуживает стиль мышления Мастера. Мастер одинаково просто обходится как со сходствами, так и с различиями. В добавление к этому он видит идентичность и уникальность возникающие скорее из самой задачи, человека или ситуации, чем из сравнений и спекуляций. Действия Мастера вневременны и своевременны. Все действия совершаются в должное время, но независимо от личной истории Мастера.
Трансформация новичка в мастера сопровождается переходом от символов к метафорам, от абстрактных правил к конкретным специфическим действиям, от импульсивности к спонтанности и от рационализации к интуиции.
Есть несколько важных выводов из изложенной выше модели. Описанные стадии универсальны и могут применять практически в каждой ситуации, связанной с обучением.
Итак, выводы:
1). Обучение - не состояние, а процесс.
2). Для разных стадий необходимы разные учителя
3). При отсутствии понимания и роли этих пяти стадий ученик может совершить множество ошибок или будет продвигаться медленнее, чем это возможно.
Ошибки или ловушки на пути овладения мастерством:
1. Ученик действует так, как если бы был только один уровень. Это происходит из-за потребности в уверенности или просто по незнанию. Для такого ученика карта - это территория. Нет никаких альтернатив, мир существует в одной плоскости, спектр сужается до одного цвета. Ученик не старается научиться чему-то большему. Восприятие обедняется, отсутствует глубина и детализация в понимании стоящих перед ним задач. Если вы чувствуете, что достигли вершины и вам кажется, что вы все знаете, это - иллюзия! Пробудитесь!
2. Другая распространенная ошибка заключается в том, что ученик думает, что может перейти к более продвинутым стадиям просто потому, что видит и осознает их существование! Это похоже на то, как если бы подросток, понимая, что в будущем станет взрослым существом, хотел бы миновать подростковый период развития. Некоторым вещам нельзя научиться иначе, чем преодолев все препятствия трудности, характерные для данного периода обучения. Ученики, совершающие эту ошибку (обычно на стадии шакти пада), просто стараются имитировать состояние эксперта. Однако когда возникают реальные трудности, они отступают, обнаруживая свою некомпетентность. Лучшим противоядием от этого заблуждения служит концентрация на задачах того уровня, на котором вы находитесь. Пусть следующая стадия придет к вам сама, естественно возникая из того, что вы делаете.
3. Представим, что ученик становится экспертом или даже мастером в какой-то области. Затем ему кажется, что его квалификация распространяется не только на эту область, но и на все остальные. Это, возможно, самая распространенная ошибка. На новых, неисследованных пространствах вы такой же новичок, как и все остальные.
Эта ошибка возникает из заблуждения, что человек сам может определить, что достиг мастерства. Многие ученики в некоторый момент решают, что им больше не нужен учитель, что они сами стали совершенными мастерами. Их эго верит в то, что они могущественны и великолепны, но на самом деле это ловушка.
Урок, который мы можем извлечь из пятиуровневой модели, заключается в необходимости иметь учителя на каждой стадии. Главным инструментом самосовершенствования является обязательство достичь мастерства.
Ступень |
Тип учителя |
Обучающие техники |
1. |
Гуру: Инструктор, |
Простые ясные инструкции, использующие очевидные характеристики и абсолютные правила. Ударение на том, как присоединиться к процессу и избежать опасностей. |
2. |
Гуру: руководитель, |
Многочисленные задачи и разнообразные условия выполнения одних и тех же задач. Высокий уровень обратной связи, позволяющий добиться точности и усвоить критерии оценки. Основные навыки самосовершенствования. |
3. |
Сат Гуру: Учитель, дающий правила и способы их применения. Конфронтация |
Развитие системной осознанности, способности делать выбор и решать в реальных жизненных ситуациях. Группа обмена опытом, состоящая из учеников с разным уровнем подготовки. Изучение моделей обучения, модели скрытого знания. |
4. |
Сири Гуру: Руководитель, который учит с помощью указаний и демонстраций. |
Углубленное изучение техник самосовершенствования, разрешение проблемных ситуаций. Постановка задач, кажущихся парадоксальными без иерархии ценностей, которой должен обладать эксперт. Осознанное отношение к ценностям, владение различными моделями личности. |
5. |
Вахе Гуру: учит собственным примером. Творчески, спонтанно и интуитивно взаимодействует с каждым учеником-экспертом. |
Социальный контакт с учителем. Ответственность за выполнение задачи с обратной связью от группы руководителей. Модели: Личность, Мастерство и Мир, обязательство достичь мастерства. |
Таким образом, мы имеем пять стадий на пути к мудрости в учении кундалини-йоги. Это один из классических типов описания стадий развития духовности в соотнесении с преобразованием эго. Знакомство с этой схемой является прекрасной иллюстрацией к предыдущим главам, посвященным развитию духа и эго.
Мы видим, что стадии развития мудрости являются одновременно стадиями развития духовности и стадиями развития самости. Следующее высказывание Йоги Бхаджана характерно для понимания того, что такое эго в парадигме йоги: "В Кундалини йоге личность человека не более чем сосуд. Не следует отождествляться с ней". Смерть эго, понимаемого как состояние омрачения вследствие эгоцентризма, происходит на критической третьей стадии развития. Но эго, понимаемое как самость, продолжает свое развитие вместе с духом вплоть до стадии мастера. Следующее высказывание Йоги Бхаджана иллюстрирует это: «Когда вы следуете по Пути Души, то уменьшаете расстояние между вашим эго и внутренней божественностью, или космической искрой. По мере уменьшения этого расстояния вы начинаете осознавать космическую искру, которая существует в каждом человеке, в каждом творении вселенной. Таким образом, происходит слияние всех вещей, и проявляется истина. <...> Достигнув переживания единства, или слияния всех вещей, вы достигните предельного человеческого сознания. Это сознание естественным образом ведёт человека к достоинству, к силе, находящейся за пределами материальных желаний. Достоинство ведёт к божественности, а божественность даёт вам силу и сострадание к жертвенности и служению другим, что, в конечном итоге, рождает счастье и здоровье. <...> Есть только один путь - это путь души».