sep
Мы открываем сокровища сознания
middleshadow scroll-top

Стадии трансформации в Кундалини йоге: путь эго и путь духа

В Кундалини-йоге существует представление об определенных этапах развития. В на­чале путешествия карта или описание пути дает представление о трудностях и препятстви­ях, которые могут встретиться впереди. Лучшие из этих карт пока­жут, когда и как го­товить себя к различным этапам путешествия.

Опытный путешественник знает, что все эти карты, какими бы подробными и точными они ни были, совсем не то же самое, что и территория которую они описывают. Насыщен­ные чувст­венные, эстетические, личные и социальные измерения реального опыта не могут быть в пол­ной мере отражены в символическом описании или в двух или даже трех мерной схеме. Только опыт может дать вам представление о реальности. Карта- это лишь поверх­ность, никакое описание не может вместить в себя всего разнообразия возможных путей личностного роста. Даже карта психологической, эмоциональной или духовной террито­рии - всего лишь абстракция. Изучение, обсуждение достоинств или недостатков такой карты неспособно изменить человека. Только реальный опыт и преодоление препятствий на пути открывает возможности для трансформации и творчества. И все же карта, описание пути служит существен­ным звеном, открывающим дверь к более глубокому знанию и опыту. Для того чтобы провести ум через различные стадии обучения к мастерству, необходимо знание и особые навыки. Необходимо иметь четкое представление об основных этапах, ко­торые предстоит пройти от со­стояния начинающего к уровню Мастера.

Многие великие люди достигали Мастерства в искусстве совершенствования своего "я" и оставили нам множест­во карт, техник, писаний и инструкций, чтобы помочь нам завер­шить путешествие и избежать возможных ошибок и опасностей. Общей чертой этих описа­ний служит разделение пути ду­ховного роста на этапы. Необходимо пройти через все ста­дии последовательно.

Поскольку карта, которая нам нужна, описывает приобретение и интеграцию опыта, мы можем построить ее на основании изучения путей развития в любой области знаний. Все описания пути у разных народов, культур, древние и современные будут обладать одинако­вой структурой стадий развития и шагов. Мастера боевых искусств, музы­ки, науки или духа, все они должны были достичь мастерства в совершенствовании своей приро­ды. Однако для духовных дисциплин объектом исследования и служит именно эта природа.

Существует пять универсальных стадий в процессе обучения и развития. В духовном из­мерении эти стадии были записаны сикхскими Гуру, в последствии эта схема была разработа­на Йоги Бхаджаном. Это сарам пад, карам пад, шакти пад, сахедж пад и сат пад (слово "пад" означает "ступень" или "шаг"). Если рассмотреть эти ступени в терминах описывающих личность практикующего, это будут ступени начинающего, ученика, практика, эксперта и, наконец, мастера. Природа опыта, а также учения и задачи полезные для учеников, находя­щихся на разных стадиях развития - раз­личаются друг от друга.

САРАМ ПАД: СТАДИЯ НАЧИНАЮЩЕГО

Первым этапом на пути является состояние начинающего. Вы впервые сталкиваетесь с объек­том исследования или задачей. На этом этапе у вас нет никакого опыта, или он неве­лик. Нет воспоминаний о прошлых неудачах или успехах. Вы могли слышать или читать что-то об этом, но вы никогда раньше не встречались с подобной ситуацией.

Есть три типа мотивации, приводящей человека к шагу сарам пад: необходимость, воз­можность и призвание. Когда наша жизнь наполнена проблемами, болью, разочарованиями и неудачами, мы начинаем искать какой-то новый путь. Мы решаем рискнуть и начать что-то новое, потому, что у нас другого выхода. Все старые способы кажутся недостаточными, нам нужно что-то другое. Затем находится человек, который знакомит вас с новым мето­дом, или вы можете прочитать о нем в книге, или вы внезапно сами видите новый выход из ситуации.

Другая мотивация возникает из возможности. Вы узнаете о своем друге или коллеге, который получает большое удовольствие от какой-то незнакомой вам деятельности или за­нятий. Вы хо­тите узнать как можно достичь такого же приятного состояния. Вы получаете примеры упраж­нений, видов пищи или способов мышления и находите их приятными. За­тем вы, стремясь уве­личить наслаждение, начинаете искать что-то подобное. В поисках большего удовлетворения и наслаждения, вы становитесь начинающим на том или ином пути.

Третий вид мотивации основан на интуиции и исходит из творческой сущности человека. Это происходит независимо от наслаждения или боли, богатства или бедности, почета или презрения. Это происходит, когда вы чувствуете "зов". Это не просто желание, которое исхо­дит из некой час­ти вашей личности, которую вы до сих пор игнорировали. Зов приходит из полноты вашей лично­сти. Когда вы действуете под влиянием такого зова, вы чувствуете, что выполняете свое предна­значение. Вы делаете выбор и ваша воля при этом свободна, но чувствуете, что никогда не выбрали бы чего-то другого. Это - ощущение творческого про­явления чего-то, что может быть связано с истинным "я" и истинной целью. Это действие из любви, а не из страха или страсти. Вы двигаетесь вперед независимо от того, встречались ли вы уже с чем-то похожим или нет.

Независимо от мотивации, которая приводит человека к первому этапу, все начинающие нахо­дятся в одинаковой ситуации с одними и теми же задачами и проблемами. Начинаю­щий не знает, на что обращать внимание.

Первые инструкции для начинающего основаны на вещах, которые находятся на поверхности и легко усваи­ваются. Это позволяет концентрировать внимание и продолжать процесс. Задача для нович­ка - это понимать правила и следовать. У него еще нет полного восприятия цели, которую нужно достичь, ведь для этого необходим личный опыт. Личные ка­чества, которые следует развивать начинаю­щему - это дисциплина, послушание и мотивация.

Ученики, которые легко находят сходные черты, следуют правилам и стараются подчинить им свое поведение, легко продвигаются на этой стадии развития. Полные энтузиазма, следую­щие правилам, те, кто не задает преждевременных вопросов о более продвинутых стадиях, которые еще сложны для их понимания, - такие люди считаются превосходными начинаю­щими учениками.

На духовном пути правила помогают  понять различие между эго и истинным "я". Так ученик развивает в себе привычки, которые выбирают волю "я".

КАРАМ ПАД: СТАДИЯ ПОДМАСТЕРЬЯ

Вторая стадия развития - это состояние ученика или подмастерья. На этом этапе на первый план выходят действия, практика во множестве конкретных ситуаций. Слово "ка­рам" означает "действие", "достижение цели". Ученик должен достигать своих целей в разных обстоятельствах. Он сталкивается с исключениями и тонкостями, которые не мог­ли быть учтены в формулах, пригодных для первой стадии. Поэтому на этом этапе необхо­дима постоянная обратная связь между учениками и более подготовленным учителем, а также внут­ри группы учеников, выполняющих сходные задачи.

Основными задачами карам пада являются обогащение чувственного опыта в различных ситуациях, новое определение природы стоящих перед учеником задач и ожиданий относи­тельно них, а также развитие способности концентрироваться в сложных ситуациях.

Расширение опыта дает множество новых впечатлений. Обогащение чувственного вос­приятия служит центральной темой этой стадии. Большую помощь в прохождении этого шага могут оказать техники, развивающие открытость чувственного восприятия.

Обычно человек предпочитает использовать какую-либо одну систему восприятия (например, зрительную). Это зависит от привычек, тренировки и темперамента человека. Однако ему может понадобиться расширить приток информации засчет других систем восприятия. Развитие подобной гибкости в восприятии является сущест­венным для про­хождения этого этапа обучения.

Другим важным навыком, приобретаемым на этой стадии, является способность концен­трировать внимание на фоне растущего притока информации. Этому служит получение опыта в раз­нообразных ситуациях. Способность замечать сходства, не упуская из виду исключения из обычных правил, - такой стиль мышления позволяет легко продвигаться на этом этапе обуче­ния. Следует научиться в каждой новой ситуации видеть отличия от ис­ходных правил и фор­мулировки задачи и концентрировать внимание на том, чему можно научиться в этой ситуации.

Хороший ученик должен развить на этой стадии то, что Йоги Бхаджан назвал "подсозна­тельной внимательностью к небольшим отличиям настоящей ситуации ото всех предыду­щих". Эта дополнительная энергия внимания позволяет ученику усилить концентрацию и ускорить обучение. Со временем накопление подобного опыта позволяет ему справлять­ся со все более слож­ными ситуациями и разнообразными задачами.

 В йоге ученик успешно продвигается на этой стадии, если его практика регулярна. Йо­гическая садхана, упражнения и медитации должны выполняться день за днем, независимо от колебаний настроения, меняющейся жизненной ситуации. Это развивает способность ви­деть перспективу на фоне меняющихся обстоятельств. На этом этапе ученик развивает в себе выносливость и гибкость.

Для подготовки к следующему этапу обучения опыт, полученный на этой стадии должен быть как можно бо­лее разнообразным.

ШАКТИ ПАД: СТАДИЯ ПРАКТИКА

Третья стадия развития, стадия, когда человек становится практиком, является критиче­ским периодом во всем процессе обучения. Эта стадия наиболее трудна. Это время транс­формации и выбора, от которого зависит сможет ли ученик продвигаться дальше по пути к мастерству, ос­танется на уровне подмастерья или вообще покинет путь. На этом этапе происходит либо трансформация, либо остановка развития. В духовных дисциплинах шак­ти пад связывают с испытанием силы. К этому моменту ученик обладает большим опытом. Он знает смысл следования правилам, накопил запас сознательных и бессознательных способ­ностей и привычек, и перед ним разворачиваются огромные возможности для выбора. Те­перь практик должен выбрать цель, прояснить свою мотивацию и сознательно принять систему ценностей. Практику также нужно развить в себе способность делать выбор в соответ­ствии с иерархией ценностей. Он должен уметь выделять приоритетные направления рабо­ты и решения и понимать, какие из них существенны для достижения цели, а какие - нет. Нужно научиться брать на себя от­ветственность за выбор пути, принимая все его качества.

На предыдущей стадии развития выбор конкретного маршрута осуществлялся руково­дителем, теперь вы сами должны выбрать свой путь. Вы понимаете, что в каждой конкрет­ной ситуации существуют свои правила. На стадии практика вы должны сами сформулиро­вать правила, со­гласно которым выбирается тот или иной набор правил в зависимости от ситуации. Эта стадия подобна подростковому периоду в развитии личности.

Начинающий во всех отно­шениях похож на новорожденного, подмастерье- на ре­бенка. Практик подобен подростку, который готов идти на риск и действовать по-новому. Это созидательное и опасное состояние. Также как и подросток хочет использовать силу выбора, принятия решения, не принимая в расчет опасностей, вытекающих из ответ­ственности за последствия этого выбора, практик стремится принимать решения без при­нятия на себя каких-либо обязательств. Практик, овладе­вающий процессом принятия обя­зательств, учащийся преодолевать сомнения и различать ис­тинные ценности, с успехом проходит через эту стадию развития.

Это проверка силы, которая происходит на стадии шакти пад. Мышление практика должно развиться та­ким образом, чтобы он мог воспринимать и оценивать все возможные варианты развития ситуации, исходя из всей доступной информации. Неверные действия, совершаемые из-за недостатка осознанности или узости взглядов, становятся фатальной ошибкой. Практик терпит поражение, если выбира­ет ценности или цели, которые кажутся ему наиболее при­влекательными или интересными, вместо того, чтобы следовать тому, что послужило бы осуществлению задачи или цели, ради которых он начал весь процесс самосовершенство­вания.

Принятие таких решений - часто пугающий и болезненный процесс. Неопределен­ность по­следствий часто наполняет практика сомнениями. Это опасный и экзистенциаль­ный момент.

Главным препятствием на этой стадии развития служит эго и привязанности.

Одной из основных задач этой стадии служит преодоление сомнений. Действие, за кото­рым стоя­ли бы все части вашей личности, вашего ума. Это требует принятия определенных обязательств. Это требует вовлеченности в смысле ощущения ответственности за свой вы­бор и все результаты этого выбора, какими бы они ни были. Успехи и неудачи приобретают новое значение и влекут за собой определенные последствия. Каждое действие, посколь­ку теперь оно на сто процентов ваше, приобретает гораз­до большее значение.

В духовных дисциплинах эта стадия подобна прыжку в неизвестность, где единственной опо­рой служит вера. Это момент, когда вы выбираете свои желания и привязанности или же выс­шие ценности, принятые на пути или в учении которому вы следуете. До этого пункта ученик не сталкивается с проблемой выбора. Новичок следует правилам, подма­стерье накапливает разнообразный опыт. Практик уже обладает практически всеми навы­ками, необходимыми для выполнения большинства задач в своей области. Теперь он дол­жен выбрать, куда приложить свои умения и ради какой цели.

В учении йоги это время, когда многие ученики оставляют путь. Некоторые делают так потому, что чувствуют, что во всех их предыдущих усилиях они отвергали или недооценива­ли некоторые части своей личности. У других развивается «духовное эго», и они впадают в самообман, думая, что уже достигли цели, несмотря на то, что учителя и учение предо­стерегают от подобной ошибки. Другие отходят от пути постепенно, думая, что они являют­ся исключением из общих правил и им не обязательно следовать установленной на пути дис­циплине.

Ученики, развивающие в себе способность действовать с верой и как одно целое, успеш­но про­двигаются на этой стадии. Легче всего преодолевают ее те, кто внимательно иссле­дует направ­ление своего развития, замечая все возможные отклонения от цели и корректи­руя свой курс. На этой стадии легко забыть о необходимости двигаться вперед, будучи оча­рованным удовлетво­рением, силой и умениями, добытыми на предыдущих стадиях. Если вы жертвуете всем этим ради пути и цели, к которой вы стремились в начале обучения, вы обретаете огромную силу и непоколебимую устремленность достичь этой цели.

САХАДЖ ПАД: СТАДИЯ ЭКСПЕРТА

Четвертая стадия пути, стадия эксперта, наполнена радостью. Опасности и искушения шакти пада пройдены. "Сахадж пад" означает состояние простоты и изящества. На этой ста­дии ученик распо­лагает значительным опытом, сосредоточен на цели и каждое новое испыта­ние служит его росту.

Происходит сдвиг от сосредоточенности лишь на самом себе к слиянию с целью. На этой ста­дии характерными будут два состояния: работы в полном соединении с целью или предметом и оценки своего исполнения. Ученик находится попеременно то в одном, то в другом из этих со­стояний. Здесь никогда не возникает вопросов, связанных с тем, что он де­лает или почему, уче­ника интересует лишь развитие структуры того, чем он занят.

Эксперт узнает личность и может действовать, опираясь на набор эвристических правил, являющих результатом его опыта. Реше­ние принимается немедленно и основывается на осязаемом прямом восприятии ситуации как целого. На этой стадии ученику уже не нужно анализировать ситуацию, рассматривая последо­вательно ее разные компоненты. Эта способность называется интуицией.

Благодаря ин­туиции решение само внезапно вспыхивает в сознании. За этим следует сбор данных, поиск новых партнеров, и другие действия, направленные на воплощение видения в реальности.

Эксперт всегда внимателен к различиям в, казалось бы, сходных ситуациях. Он выделяет значи­мые элементы ситуации и сравнивает ее с тем, что ему известно из опыта, полученно­го в про­шлом. Понимание принципиальной однотипности текущей задачи и уже встречав­шихся в про­шлом, позволяет быстро принимать правильное решение. Если все в порядке и не требуется никакого вмешательства, эксперт не станет ничего менять, следуя девизу: "Не чини то, что и так работает". Не стараясь "изобрести велосипед", он будет заниматься тем, что он уже хорошо знает.

На этой стадии ученику требуется терпение, он должен выработать в себе отноше­ние к своему делу, как к служению. На этом этапе группа сподвижников, окружающих ученика становится гораздо меньше, чем на предыдущих. Эксперт учится от других экспертов и от мастеров своей традиции. Эксперт изучает также все записи и истории, оставленные мастерами прошлого, которые работа­ли в других обстоятельствах и окружении.

Обучение на этой стадии состоит из четырех основных компонент: глубина осмысле­ния, ус­ложнение внутреннего процесса ассоциаций, обогащение интуитивного восприя­тия и способности видеть целое и передача своих навыков другим.

Глубина осмысления относится к тому, как целое, предстающее перед экспертом, оказы­вается связанным с его делами, ощущениями, воспоминаниями, в результате чего происхо­дит иденти­фикация этого целого.

Ученик йоги может выполнять ту или иную позу, которая выглядит и ощущается опре­деленным образом. Поза может выполняться с пол­ным осознанием тех внутренних изме­нений, которые она вызывает в сравнении с другими по­зами и в сравнении с выполнением той же позы, но в другом настроении. Продвинутый ученик может расширить свое восприя­тие до понимания смысла этой позы и ее связи с другими вида­ми деятельности: медита­цией, служением и пребыванием в покое. Эксперт оценивает также свое отношение к телу как к священному механизму.

Ученик Кундалини йоги может медитировать и оценивать свою меди­тацию как ученик, йогин, че­ловек, внимательный к своему здоровью, член духовной общины, ответственный житель планеты Земля или как консультант, использующий эту технику.

Эта стадия обучения в одном отношении похожа на стадию "карам пад": увеличивается откры­тость к новому восприятию. Разница в том, что здесь человек воспринимает целост­но: весь проект, человека, как целое, всю расстановку фигур на шахматной доске, йогиче­скую крию це­ликом, весь бизнес и персонал. Вместо того чтобы обращать свое внимание на мелкие детали, вы учитесь видеть и чув­ствовать всю картину цели­ком и различия между множеством таких картин, доступных с разных точек зрения, в одной и той же ситуации. Это открывает интуитивные ресурсы человека.

Эксперт учится, обучая других. Для того, чтобы достичь мастерства в чем-либо вы должны учить. На этой стадии вы должны делиться приобретенным вами опытом с други­ми. В бизнесе это означает руководство младшими или менее опытными сотрудниками. Это помогает учени­ку развивать отстраненное отношение к задаче или навыку. Это стано­вится чем-то, что вы от­даете другому, как бы сажая семя и культивируя его дальнейшее развитие и рост. Это ведет к пробуждению внутреннего родителя и учителя.

В настоящем эксперте всегда присутствует качество сострадания. Он независим от воз­можностей личных потерь или выгод. Эксперт исполняет свою роль в игре мощно, со всем умением и с полной концентрацией на цели. Эксперт не знает ни страха, ни гнева. Это дает ему преиму­щество открытости всем эмоциям и ощущениям. Эксперт живет и действует больше для цели, чем для самого себя.

САТ ПАД: СТАДИЯ МАСТЕРА

Пятая и последняя стадия - стадия Мастера. Это редкое достижение, недоступное многим. В духовных дисциплинах оно называется Сат пад, состояние Истины или Реально­сти.

Мастер сосредоточен на реальности задачи и всей ситуации. Эго уже не является по­мехой. Мастер полностью сливается с действием.

Мастер йоги сливается с истинным "я" и переживает его присутствие во всем.

Мастерство - это полное присутствие, сфокусированное на контексте применения и воздейст­вии своих сил и умений в ситуации.

Мастерство связано с качествами нейтральности. Мастер использует нейтральный ум. Его интуи­тивные способности не ограничиваются восприятием ситуации как целого, а позволяют ему пол­ностью сливаться с ситуацией, задачей, объектом или личностью.

Йоги Бхаджан назвал эту способность всеохватывающим, сопоставляющим, понимаю­щим, интуитивным сознани­ем.

Йогин, достигающий степени Мастера, чувствует, что все его действия исходят из Воли Бога или Дхармы. Исчезает различие между тем, что должно быть осуществлено по Воле Творца и выбором его собственной воли. Возникает переживание равенства и транс­цендентности в Бес­конечности Бытия. И это воплощается в каждом, даже самом незамет­ном действии, в каждом произнесенном слове.

Другой особенностью Мастера служит невероятно быстрая оценка ситуации и принятие решения. Мастер не тратит много времени на обдумывание задачи, но фокусирует свое внимание, когда действует и на самом дейст­вии. Мастер йоги может развлекаться в компании друзей и одновременно поднимать Кундалини. Новичку может показаться, что Мастер невнима­телен или отвлекается, однако реальность в том, что если новичку для решения задачи необходи­мы все ресурсы его внимания, то Мастер способен сосредоточиться, принять решение и дей­ствовать быстрее, чем новичок сможет понять, в чем собственно его задача.

Особого внимания заслуживает стиль мышления Мастера. Мастер одинаково просто об­ходится как со сходствами, так и с различиями. В добавление к этому он видит идентич­ность и уни­кальность возникающие скорее из самой задачи, человека или ситуации, чем из сравнений и спекуляций. Действия Мастера вневременны и своевременны. Все действия совершаются в должное время, но независимо от личной истории Мастера.

Трансформация но­вичка в мастера сопровождается переходом от символов к метафорам, от абстрактных пра­вил к конкретным спе­цифическим действиям, от импульсивности к спонтанности и от рацио­нализации к интуиции.

Есть несколько важных выводов из изложенной выше модели. Описанные стадии уни­версальны и могут применять практически в каждой ситуации, связанной с обучением.

Итак, выводы:
1). Обучение - не состояние, а процесс.
2). Для разных стадий необходимы разные учителя
3). При отсутствии по­нимания и роли этих пяти стадий ученик может совершить множество ошибок или бу­дет продвигаться медленнее, чем это возможно.

Ошибки или ловушки на пути овладения мастерством:

1. Ученик действует так, как если бы был только один уровень. Это происходит из-за по­требности в уверенности или просто по незнанию. Для такого ученика карта - это терри­тория. Нет ника­ких альтернатив, мир существует в одной плоскости, спектр сужается до одного цвета. Ученик не старается научиться чему-то большему. Восприятие обедняется, отсутствует глубина и дета­лизация в понимании стоящих перед ним задач. Если вы чув­ствуете, что достигли вершины и вам кажется, что вы все знаете, это - иллюзия! Пробу­дитесь!

2. Другая распространенная ошибка заключается в том, что ученик думает, что может перейти к более продвинутым стадиям просто потому, что видит и осознает их существова­ние! Это похо­же на то, как если бы подросток, понимая, что в будущем станет взрослым су­ществом, хотел бы миновать подростковый период развития. Некоторым вещам нельзя научиться иначе, чем пре­одолев все препятствия трудности, характерные для данного пе­риода обучения. Ученики, со­вершающие эту ошибку (обычно на стадии шакти пада), про­сто стараются имитировать со­стояние эксперта. Однако когда возникают реальные трудно­сти, они отступают, обнаруживая свою некомпетентность. Лучшим противоядием от этого заблуждения служит концентрация на задачах того уровня, на котором вы находитесь. Пусть следующая стадия придет к вам сама, естественно возникая из того, что вы делаете.

3. Представим, что ученик становится экспертом или даже мастером в какой-то обла­сти. Затем ему кажется, что его квалификация распространяется не только на эту область, но и на все ос­тальные. Это, возможно, самая распространенная ошибка. На новых, неис­следованных про­странствах вы такой же новичок, как и все остальные.

Эта ошибка возникает из заблуждения, что человек сам может определить, что достиг мастерст­ва. Многие ученики в не­который момент решают, что им больше не нужен учитель, что они сами ста­ли совершенными мастерами. Их эго верит в то, что они могущественны и великолепны, но на самом деле это ло­вушка.

Урок, который мы можем извлечь из пятиуровневой модели, заключается в необходи­мости иметь учителя на каждой стадии. Главным инструментом самосовершенствования является обязательство достичь мастерства.

 

Ступень
 

Тип учителя

 

 Обучающие техники
 

1.
Начинающий Сарам пад

Гуру: Инструктор,
сообщаю­щий основные
пра­вила, стиль описания,
ин­структор жестко требует    выполнения правил
.
 

Простые ясные инструкции, использующие оче­видные  характеристики и абсолютные правила. Ударение на том, как присоединиться к процес­су и избежать опасно­стей.
 

2.
Подмастерье Карам пад

Гуру: руководитель,
пробу­ждающий ваши чув­ства,   
дает задачи для выполне­ния, советы имеют вид
предписаний.
 

Многочисленные задачи и разнообразные усло­вия вы­полнения одних и тех же задач. Высокий уровень обрат­ной связи, позволяющий добиться точности и усвоить критерии оценки. Основные навыки самосовершенство­вания.
 

3.
Практик
Шакти пад

Сат Гуру: Учитель, даю­щий правила и способы их при­менения. Конфрон­тация
учителя и ученика. Учитель -    консультант и советчик.
 

Развитие системной осознанности, способности делать выбор и решать в реальных жизненных ситуациях. Группа обмена опытом, состоящая из учеников с разным уровнем подготовки. Изуче­ние моделей обуче­ния, модели скрытого знания.
 

4.
Эксперт
Са­хедж пад

Сири Гуру: Руководитель,    который учит с помощью указаний и демонстраций.
 

Углубленное изучение техник самосовершенст­вования, разрешение проблемных ситуаций. По­становка задач, кажущихся парадоксальными без иерархии ценностей, которой должен обла­дать эксперт. Осознанное отноше­ние к ценно­стям, владение различными моделями лич­ности.
 

5.
Мастер
Сатпад

Вахе Гуру: учит собствен­ным      примером. Твор­чески, спонтанно и ин­туитивно взаимодейству­ет с каждым учеником-экспертом.

Социальный контакт с учителем. Ответствен­ность за выполнение задачи с обратной связью от группы руко­водителей. Модели: Личность, Мастерство и Мир, обя­зательство достичь мас­терства.

 

Таким образом, мы имеем пять стадий на пути к мудрости в учении кундалини-йоги. Это один из классиче­ских типов описания стадий разви­тия духовности в соотнесении с преобразованием эго. Знакомство с этой схемой являет­ся прекрасной иллюстрацией к предыдущим главам, посвященным развитию духа и эго.

Мы видим, что стадии развития мудрости являются одновременно стадиями развития духовности и стадиями развития самости. Следующее высказывание Йоги Бхаджана характерно для понимания того, что такое эго в парадигме йоги: "В Кундалини йоге личность человека не более чем сосуд. Не следует отождествляться с ней". Смерть эго, понимаемого как состояние ом­рачения вследствие эгоцентризма, происходит на критической третьей стадии разви­тия. Но эго, понимаемое как самость, продолжает свое развитие вместе с духом вплоть до стадии мастера. Следующее высказывание Йоги Бхаджана иллюстрирует это: «Когда вы следуете по Пути Души, то уменьшаете расстояние между вашим эго и внутренней божественностью, или космической искрой. По мере уменьшения этого расстояния вы начинаете осознавать космическую искру, которая существует в каждом человеке, в каждом творении вселенной. Таким образом, происходит слияние всех вещей, и проявляется истина. <...>  Достигнув переживания единства, или слияния всех вещей, вы достигните предельного человеческого сознания. Это сознание естественным образом ведёт человека к достоинству, к силе, находящейся за пределами материальных желаний. Достоинство ведёт к божественности, а божественность даёт вам силу и сострадание к жертвенности и служению другим, что, в конечном итоге, рождает счастье и здоровье. <...> Есть только один путь - это путь души».


Начало Начало / йога йога / Стадии трансформации в Кундалини йоге Стадии трансформации в Кундалини йоге
© 2014 Тренинговый центр «Тертон».  Связь с нами Размер шрифта: Маленький размер шрифта fsz fsz fsz
scroll






Движок сайта: SpoonCMS
Дизайн: Ashwood