sep
Мы открываем сокровища сознания
middleshadow scroll-top

Сновидения в процессуально-ориентированной психологии

Добро пожаловать в пространство использования высоких состояний сознания для раскрытия посланий сновидений. 

В этом разделе мы предлагаем Вам ознакомиться с текстом из книги Арнольда Минделла «Ученик создателя сновидений». 

Данный подход представляет собой дальнейшее развитие юнгианских, гештальтистских и процессуально-ориентированных методов работы со сновидениями. 

Полностью скачать эту и другие книги по процессуальной психологии Вы можете зайдя на сайт Арнольда и Эми Минделл.

Узнать о семинарах по обучению процессуальным методам работы со сновидениями Вы можете перейдя по этой ссылке 

 

Сны, Сновидение и работа со сновидениями

Самым интересным для меня всегда было понять, как проявляются сами сновидения в повседневной хаотичности жизни, а не их образы, что были во время сна. На сегодняшний день, я точно знаю, сон - это проявление «бессознательного», или, по крайней мере, одно из проявлений. Для простоты понимания, будем называть «бессознательное» - «Сновидением». Мне по душе термин «бессознательное», но сейчас, как мне кажется, термин «сновидение» будет актуальней, потому что связан с учением австралийских аборигенов и других культур, применяющих свои знания в изучении одновременных сновидящего сознаний и бодрствующего.

И если обратиться к мнению аборигенов, сновидение есть таинственная сила, мощная энергия, которая таится за всем, на что падает наш взор. Если взять книгу «Квантовый ум: грань между физикой и психологией», то в ней я рассматриваю сновидения как волновую функцию с математической структурой, позволяющую наблюдать реальность. Те же австралийские аборигены говорят, что сновидение нужно понимать как тонкую силу, которая обращает ваше внимание на те вещи или события, которые вы не ещё не наблюдали до этого времени в осознанном состоянии. Аборигены понимают сновидения как силу, которая творит в конечном итоге реальность, иными словами - прототип реальности в близком или далёком будущем. Как они говорят - «Ты можешь убить кенгуру, но не можешь убить его сущность.

Сквозь века истории, разные люди приписывали сновидению, по телесным симптомам во время ночных снов, по непроизвольным жестам, различные имена. Одновременно, для учёного физика сновидение - набор волновых функций, математическая модель, за гранью физической реальности. Иудеи и мусульмане, христиане назвали бы сновидение мыслями Яхве, Аллаха, Бога, который доносит до людей нужное, буддисты и индусы назвали бы сновидение - Буддой, Брахманом.


Сновидение, хоть и похоже на мистический или духовный фактор, но всё же, есть нечто эмпирическое, опытно переживаемое, знакомое каждому. К примеру, если натренировать сознание, то можно почувствовать не простое движение, а предшествующий этому «посыл» двигаться в нужном направлении. Словом, сновидение - это способ двигаться и мыслить, это возможность видеть, слышать, ощущать, «действие», которое происходит до того, как Вы непосредственно прочувствуете его в осознанном состоянии, до того, как услышите, увидите либо ощутите по-настоящему.

Эксперимент со Сновидением

Найдите свободную минуту, сядьте или прилягте, устройтесь покомфортнее, закройте глаза, расслабьтесь и проделайте такой эксперимент?

Сконцентрируйтесь, почувствуйте посыл к какому-либо, даже еле ощутимому движению. Как только осознаете и почувствуете такой посыл, тенденцию к движению, то подчинитесь ей. Позвольте телу сделать движение в направлении этого движения. Например, если почувствуете, что хотите, что ваши руки хотят вытянуться, то пусть они вытянутся, дайте им на это позволение, если мышцы шеи потребуют расслабиться, то дайте расслабиться им, пусть при этом голова опрокинется назад, важно, что вы дали выразиться этому посылу. Обращайте внимание, каким образом и в каком направлении вы двигаетесь, и замечайте, какие при этом вы испытываете при этом фантазии, какие движения совершаете. К примеру, вы захотели подняться из сидячего положения, то поднимитесь, а при этом обратите внимание на то, что вы переживаете и фантазируете во время самого процесса вставания и его завершения.

Я хочу отметить, что тенденция к движению обусловлена сновидением, его силой. Иными словами, все предпосылки к движению лежат в сновидениях. Все желания, до совершения самого действия лежат в сновидениях, и более того, все тенденции к действию, до его реального выполнения, а это может касаться всего, мыслей, слов, дел, могут оказаться в фантазиях ваших ночных снов. Сновидения - база ваших тенденций к действию, а значит, они основа и самой жизни.


Если вспомнить женщину из предисловия, то она видела сон, в котором её глазом стала луна, и она видела всё через луну. Свой сон она поняла, заметив желание своего тела зевнуть и расслабиться. Таким образом, тенденция к расслаблению, открывали ей путь в ночной мир через луну, которой она могла наблюдать за реальным миром. Затем эта женщина пережила смысл своего сновидения, и поняла, что смысл был в сонном, туманном созерцании, расслабленном состоянии сознания, глазом луны.

На ранних стадиях желания зевать и расслабиться имели место, но она переживала их как простую усталость. Однако, когда такие тенденции оставались сначала долго незамеченными, то сами по себе усиливались и, в итоге, стали телесными симптомами.

Механизм усиления этих симптомов, скорее всего, похож на поведение в физических законах квантовых феноменов. Они усиливают и отражают себя, тем самым становятся реальными. Тот же феномен сновидения, как у австралийских аборигенов, который стремится найти подтверждения в реальности. Что имеется в виду лучше показать на примере нашей героини, которая через несколько недель после сна о луне, упала в обморок, и легко ушиблась. Видением реальности лунным глазом было выражением стремления к завершению, и, в конце концов, вылилось потерей сознания.

А суть тут в следующем, осознанный подход к поиску посылов, в тенденциях к совершению действий, позволяет пережить мысли Бога, почувствовать силу и глубину разума создателя, который скрыт во снах и таится за симптомами. Учитывая мой опыт, и проведённые наблюдения, оказывается, что осознание этих тенденций, разумное их выявление, помогает избавиться от телесных симптомов, которые свидетельствуют о возможной проблеме, требующей решения. Т.е. таким образом, найти и решить проблему при помощи силы сновидений.

Краткая история работы со сновидениями

Моя работа в области сновидений, берёт начало из интереса к физике и моего образования в области общественных наук, увенчанных знаниями психологии. Физике, а именно квантовой физике я обязан многому, в том числе и знакомству с термином «тенденция». Ещё в 20-х годах ХХ столетия один из основателей квантовой физики, Вернер Гейзенберг, талантливый немецкий физик, предложил определение функции волны, это были формулы, которыми можно пользоваться для описания реальности. Вернер предложил, что амплитуда волновой функции является тенденцией какого-либо события реальности. Если сходить из положений учёного-физика, квантовая волновая функция есть не что иное, как «тенденция», которая лежит в основе повседневной реальности.

Начало двадцатого века ознаменовалось открытием не только квантовой физики, но и понятия «подсознательного» в психологии. Зигмунд Фрейд и Альберт Эйнштейн, как первооткрыватели, так и многие другие начали 1900-е годы с попытки описания непознанного с позиции квантовой механики и описания сновидений. На фоне вековых попыток смешать «примитивные» культуры и «шаманские» учения с цивилизацией высокого уровня, менялась культура Европы в целом. Физика и психология вновь погрузились в свои теории и глубины психики с целью дать ответ непознанному. Через только открытую, свежую, развивающуюся квантовую физику и новое течение психологии, направленное на бессознательную составляющую человеческого сознания, попытались дать ответы на возникшие вопросы.

В 1906 году, Уильям Джеймс, в своей книге «Многообразие религиозного опыта», написал следующие строки: «Как будто в человеческом сознании существует ощущение реальности, чувство объективного присутствия, восприятие того, что можно назвать «нечто там», более глубокое и общее, чем любое из конкретных "чувств"». Джеймс делал акцент на том, что чувства являются как бы базой, зародышевым состоянием, а уже мысли - это развивающаяся действительность. Джеймс интересовался живыми явлениями, до момента из разложения в ходе дихотомии между субъектом и объектом.

Зигмунд Фрейд так же сделал один из основополагающих шагов в исследовании сновидений. В 1900 году вышла в свет его книга «Истолкование сновидений». В этом труде Фрейд отважился исследовать сновидения, вывел определение понятию «подсознание», изложил идеи подавления и представления, о том, что сновидения и их содержание, переживания во время сновидений не всегда приемлемы для сознательного состояния. Конечно, далеко не все из теорий Фрейда находят отражение в настоящих исследования. Не все находят продолжения в опытах, например, как исполнение желаний. Однако идея о том, что сновидения могут оказаться дорогой в бессознательное, явилась в итоге, главной темой глубинной психологии.

В свою очередь, Карл Юнг заметил, что у сновидений есть особое качество, которое он назвал как, «финальная причинность». Юнг, полагал, что образы, приходящие во время сновидений, компенсируют ограниченность нашего сознательного Я. Он выдвинул идею, что существуют практические аспекты сновидений, которые можно использовать в повседневной жизни. При этом, он говорил, что нужно уважать понятие того самого «бессознательного», которое сравнил с непознанным миром квантовой физики. В дальнейших трудах, Карл Юнг, всячески стремится донести до всех, необходимость найти единый мир, объединяющий физику и психологию. Описанием этого мира могут быть мысли Бога в сновидениях.

В 60-е годы, Фриц Перлз изменил представлением о работе со сновидениями, доказывая, что каждый персонаж в сновидении переживается в промежуток, который он назвал «здесь и сейчас». Позже, профессор, Юджин Гендлин, указывая на этот аспект, делает вывод, что в основе реальности лежит, прежде всего, телесное чувство. Всё сущее имеет эмпирический характер, в силу того, что переживание представляет собой фундаментальный, основополагающий феномен сугубо личностных переживаний, в которых и кроется весь смысл.

Некоторые мои друзья и коллеги внесли свои коррективы в работу насчёт сновидений. Например, Джим Хиллман, в 1979 году в своём труде «Сновидение и нижний мир» отталкивается от архитипической психологии, и сосредотачивается на изучении сновидений в области мифотворчества. А вот Пэт Бэрри в 1978 году выдвинул идею о самодостаточности сновидений. Он полагает, что цель сновидения заключена в самом сновидении. Берри считает, что сновидение, это конечно, присутствие вида «здесь и сейчас», но отнюдь не всегда причина сновидения содержится в личной жизни сновидца.

Гейл Делани, в 1996 году помогла популяризировать работу со сновидениями, сделав её идёю доступной для широких масс. Робби Боснак в 1997 году предложил обобщённый вариант разработанного Хиллманом имаджинарный подход к сновидениям (т.е. в сфере души). Суть которого, в возможности сновидца входить в состояние сновидения во время бодрствования. В своей книге Хиллман предостерегает, что работа со сновидениями должна ограждать те глубины, их которых происходят сновидения, это сферы души того скрытого и невидимого, которое управляет жизнью. Хиллман доказал, что сновидение важно в целом, само по себе.

Содержательность снов, как правило, определяется повседневностью нашего разума. С точки зрения самого сновидения, сны не обязательно содержательны. Сны состоят из образов, разворачивающихся в картины бесформенных тенденций и тайн. Однако, сосредоточение личности на возможном смысле сновидения отвлекает его от таинственного опыта несказанного и не высказанного в сновидении. Посему больше не будем вдаваться в подробности истории работы со сновидениями, а сосредоточимся на таинственном неосознанном.

Работа со сновидениями и непознанное

С течением времени было разработано множество самых разнообразных подходов, дающих возможность изучать самые глубокие уровни человеческого сознания. Такие известные мыслители как Зигмунд Фрейд и Карл Юнг стремились найти подход извне, то есть они формировали теории, где главным в человеке было его подсознание. В тоже время туземные культуры подходили к этому вопросу с физической точки зрения. Они не привыкли к абстрактному мышлению и воспринимают все так, как чувствуют. Они строили уровни познания на неясных чувствах и ощущениях, которые граничат с физическими, фактически не являются таковыми. О сновидениях говорили, как чувствах, которые нельзя выразить. У алхимиков, физиков и математиков есть свой подход в изучении самых глубин человеческого сознания. Физики стремятся математически рассчитать и выразить с помощью квантовой физики данные процессы.

Среди коренных культур Сновидение обладает определенной силой. Так, в буддизме даже есть некоторая связь между восприятием и сновидением. 


Рис. 1 Различные подходы к непознанному [подписи снизу по часовой стрелке: Даосизм и туземные традиции; Фрейд; Юнг; Квантовая физика, Абхидхарма буддизма. Надписи в круге, снизу вверх: Подсознание; Бессознательное; Великий Дух; «Дао, которое нельзя выразить словами; Квантовый мир; Пустота]


Подход, принятый в этой книге

 Как правило, вся работа со Сновидениями строится на соотнесении его с повседневной жизнью. Таким образом, мы стремимся понять, что из нашей жизни следует убрать, а что стоит привнести. Для того чтобы понять сон, следует обратиться к Сновидениям. Именно так и поступают терапевты. Они строят ассоциации со снами и таким образом стремятся познать содержание сна. Многие из них считают, что сны наполнены теми вещами, которые по тем или иным причинам были вытеснены из повседневной жизни.

Эта книга посвящена работе над осознанием и исследованием тенденций глубоких измененных состояний человеческого сознания. Именно эти состояния дают начало Сновидениям, а также телесному опыту. Получив доступ к измененным состояниям сознания, можно понять свои сны не только с обыденной точки зрения, но и с точки зрения того, кто создает эти сны.

Главной задачей данной книги, является не приобретение вами теоретических знаний о сновидениях, а создание более полной картины телесных ощущений, которые помогут вам разобраться во снах.

Если рассматривать сны с точки зрения Сновидений, то, стоит сказать, что они отражают максимально полную картину того, что происходит в вашем организме с точки зрения физической и духовной. Так вы сможете разобраться в своем поведении и в причинах его возникновения.

В предыдущих методах работы мы рассматривали сновидца как центральное зерно, от которого и исходит сон. Но теперь мы посмотрим на весь этот процесс совершенно иными глазами и можем сказать, что главным во сне, прежде всего, является Сновидение. Оно является источником сна.

Если смотреть с прежней точки зрения, то вы были главным героем сна. То есть если сна не было, то и не было чего-то очень и очень важного. А это значит, что вы остались без какой-то части своего духовного и физического мироощущения. Тогда как во второй точке зрения главным является Сновидение, а сны вы видите в любом случае. Только теперь мы изучаем сны с точки зрения его создателя. Оба этих подхода очень важны в изучении сновидений и не стоит их отделять друг от друга. Можно сказать, что они являются взаимосвязанными и, как бы, продолжением один одного.

Рис. 2. Подход к снам с обыденной точки зрения и с точки зрения Сновидения (Надписи на рисунке, сверху вниз, слева направо: X - Y; Сон   Вы; Тенденции Сновидения; Обыденная точка зрения: Прежняя работа со сновидениями акцентирует вашу роль и связь с персонажами сна X и Y;

X - Y; Сон   Вы; Тенденции Сновидения; Точка зрения Сновидения: Новая работа со сновидениями подчеркивает роль Сновидения и его связь с частями).

Психологическая и духовная интерпретация сновидений

В практической психологии существует всего два варианта, с помощью которых можно понимать и растолковывать Сновидения. Они являются одними из составляющих частей вас самих и очень важно это понимать именно так и никак иначе. Сновидения - это часть вас и разум создателя. С помощью одного прекрасного опыта вы можете для себя выяснить различия между духовной и психологической интерпретаций сновидений. Для этого нам понадобится карандаш и бумага, где вы будете фиксировать все свои переживания, развивая, таким образом, свой духовный опыт.

Для начала вы должны вспомнить сон или какую-то часть вашего недавнего сна, который вы можете с легкостью воспроизвести. Затем, по желанию, его можно записать, тогда будет значительно проще его понять, да и это намного облегчит работу с экспериментом. Вторым этапом вы должны проанализировать записи о вашем сне и дать ему на бумаге некоторую характеристику. Здесь надо писать все то, что только приходит на ум. Главное сильно не задумываться, а выражать свои мысли на ассоциациях. Далее необходимо подумать о той, реальности, с которой вы ежедневно сталкиваетесь. Прежде всего, вспомните то, что вас наиболее беспокоило в последние один - два дня. Обязательно зафиксируйте это на бумаге. Затем, постарайтесь вспомнить то, что сидит внутри вас и, как правило, вы не говорите об этом вслух и даже стараетесь не думать. Когда все эти мысли были записаны на бумаге, можно переходить к следующему этапу. Теперь самый ответственный момент, это анализ того, что было записано. Постарайтесь как можно больше расслабиться и ни о чем не думать. Делайте все то, что только может взбрести вам в голову. Двигайтесь так, как вам бы хотелось двигаться, позволяйте делать своему телу все то, что ему хочется. Если вы сможете набраться терпения, тогда ваше тело расскажет вам все то, что вы даже не могли предположить.

Движения вашего тела могут быть очень странными и для начала вам совсем непонятными, но постарайтесь просто довериться своему телу и смирно следуйте за ним. Это может занять несколько минут. После того, как вы поймете, что получили необходимую информацию, попробуйте записать то, что только что почувствовали. Даже в том случае, если ваши ощущения были странными и ненормальными.

Теперь можно приступать к анализу всего того, что было ранее записано. Если глубоко рассмотреть все ранее полученные знания и связать их в особенности с движениями, то можно понять смысл вашего сна. Но для этого вы должны максимально сосредоточиться и постараться вникнуть во все полученные знания.

Я предлагаю вам сделать две небольшие интерпретации:

Во-первых, попробуйте истолковать свой сон с повседневной точки зрения, грубо говоря, как бы это мог сделать абсолютно любой человек, полагаясь исключительно на свои мысли.

Затем перескажите свой сон как некое духовное состояние вашего разума, где существует только полет фантазии, какие-то духовные движения и так далее.

Теперь попробуем сравнить. Стоит отметить, что ваш обыденный или по-другому повседневный опыт сосредотачивается исключительно на образах того, что было во сне. В то время как духовная интерпретация концентрирует духовные ощущения. Скорее всего, что повседневный опыт вам понравится больше, только лишь потому, что вам будет неприятно переживать опыт Сновидений. Две эти точки зрения зависят друг от друга, но в тоже время они слишком разные для обычного человеческого понимания.

Для начала вы будете ощущать опыт сновидений как нечто неприятное и совсем с вами несопоставимое. Однако, чем чаще вы будете проделывать упражнение, то в скором времени сможете понять, насколько оно вам близко и понятно. Сновидение, это не сон, это сигнал, который поступает значительно раньше сна. Именно поэтому важно сосредотачиваться на нем, для того, чтобы раскрыть основное назначение сна, его самый главный смысл. Чем больше вы будете тренироваться, тем сильнее сможете понять то самое неосознанное вами ранее. Вы сможете не только анализировать, но и чувствовать особенно тонко, как только можно это сделать. В результате долгих тренировок и попыток понять самого себя, а в первую очередь свои Сновидения, вы сможете более гармонично чувствовать себя не только в духовном, но и в повседневном плане.

Мысли Бога и смысл сновидений

Содержание этой книги поделено на четыре части, каждая из которых знакомит вас с отдельным методом обретения доступа к измененным состояниям сознания, дающего вам возможность понимать свои сновидения. Первая глава каждой из четырех частей носит теоретический характер. В последнюю главу каждой части входят упражнение для всесторонней подготовки и метод для проведения работы со сновидениями.

Часть 1, «Самостоятельная работа со сновидениями», сосредоточена на том, как работать со сновидениями в одиночку, самостоятельно. Для этой цели мы рассмотрим происхождение и четыре измерения сновидений, и используем для истолкования ваших снов разновидность дыхательной техники. Если вы интересуетесь медитацией, то эта часть должна вам понравиться.

Часть 2, «Сотворческое Сновидение», посвящена исследованию символического мышления и дает вам телесное ощущение того, как образы сновидения связаны с телесными проблемами. Здесь я предлагаю новую форму работы со сновидениями, где вы и еще один человек вместе входите в измененное состояние сознания, чтобы раскрывать смысл сновидений. Символическое мышление связано с рассказыванием историй и с шаманизмом. Вам понравится этот метод, если у вас немного детское восприятие мира или богатое воображение, либо если вам нравится психоделический опыт.

Часть 3, «Сновидение с заигрываниями», показывает, как сновидения в образной форме отражают тенденции и медитативный опыт. Этот метод особенно подходит для тех, кого интересует Сновидение, скрытое за пространством и временем. Этот раздел посвящен обучению пониманию снов еще до того, как они вам приснятся.

Часть 4, «Повседневная жизнь как сон», сосредоточена на работе с людьми, которые утверждают, что не видят снов. Она показывает, как Сновидение проявляется в таких «дверях сновидения», как особые употребления языка и музыки, встречающиеся в повседневном сознании, и учит тому, как проходить через эти двери к отдельным реальностям.


Узелки на память

1. Источником ваших снов и повседневной реальности может быть ум Бога, или Сновидение.

2. Чтобы переживать этот источник, вам нужно сосредоточиваться на самых неуловимых тенденциях в своей повседневной жизни. Тогда вы осознаете, что работа над сновидениями означает познание Создателя сновидений. 


[1] Квантовая волновая функция, или  просто «волновая функция» представляет собой математическую структуру, используемую в физике для описания свойств частиц.

[2] Точнее говоря, квантовая волновая функция представляет собой тенденцию, дающую начало вероятностной природе повседневной реальности. Математически говоря, «коньюгация» этой функции для некоторого события дает величину вероятности этого события. Более подробно о смысле этой математики можно прочитать в моей книге «Квантовый ум», гл. 14 и 15.

[3]  См. «Многообразие религиозного опыта», стр. 55

[4] Это тоже взято из книги  «Многообразие религиозного опыта», стр. 218

[5] Далее Гендлин говорит: «Переживание доконцептуально... это процесс, деятельность, функционирование, а не собрание статичных вещей».

[6] См. хорошие работы Патрика Делани, Джемса Холла и Монтегю Ульмана в разделе «Литература для чтения» в конце книги.
_______________________________________________________________________


Так же рекомендуем к прочтению книгу Арнольда Минделла «Сновидение в бодрствовании» и статьи Ирины Зингерман:
«Зачем нужны сны»
«Кошмарные сны - враги или союзники»
«Вещие сны»
«Профессия - специалист по снам»

Появились вопросы или хотите записаться на семинар?
Звоните:

  •  8 (964) 593-51-56 (Москва)

Или пишите e-mail на е-адрес processwork@processmind.ru


Начало Начало / Сновидения Сновидения / Сновидения в ПОП Сновидения в ПОП
© 2014 Тренинговый центр «Тертон».  Связь с нами Размер шрифта: Маленький размер шрифта fsz fsz fsz
scroll






Движок сайта: SpoonCMS
Дизайн: Ashwood