Путь развития эго в интегральной психологии и его соотношение с путем развития духа
Эго в интегральной психологии - одно из общих названий, часто используемых для обозначения уровней развития непосредственной самости.
В интегральной психологии одно из самых значительных исследований эго - исследование Джейн Левинджер. Оно было сосредоточено на развитии эго, способствовало формированию точных представлений в этой области и вызвало взрыв дальнейших исследований развития. Левинджер обнаружила, что развитие эго (непосредственной самости) проходит примерно через десять четко различимых этапов, названия которых хорошо передают их содержание: аутический, симбиотический, импульсивный, самозащитный, конформистский, сознательно-конформистский, совестливый, индивидуалистический, автономный и интегрированный. На настоящий момент ее исследования были воспроизведены в нескольких различных культурах и продолжают получать самую широкую поддержку.
В литературе существует устойчивая путаница в отношении, например, того, утрачивается или сохраняется эго на более высоких уровнях развития. Большинство представителей трансперсональной психологии называют высшие уровни «находящимися за пределами эго» или «надэгоическими», что, по-видимому, подразумевает утрату эго. Но эта путаница имеет почти полностью семантическую природу. Если под «эго» подразумевается исключительное отождествление с личным «Я», то эта исключительность по большей части утрачивается или прекращается при дальнейшем развитии - такое «эго» в значительной мере уничтожается (и более высокие стадии правильно именуются надэгоическими). Но если под эго имеется в виду функциональная самость, которая вступает в отношения с обычным миром, тогда такое эго определенно сохраняется (и нередко усиливается). Точно так же, если вы имеете в виду - как это делает психоанализ - что важной частью эго является его способность к отстраненному свидетельствованию, то это эго, безусловно, сохраняется (и почти всегда усиливается) - и когда Джек Энглер говорит: «Медитация увеличивает силу эго», он абсолютно прав. И если под «эго» подразумевается способность психики к интеграции, то такое «эго» также сохраняется и усиливается.
На каждом более высоком уровне саморазвития важные функциональные способности каждой самости сохраняются, включаются в самость этого уровня и нередко усиливаются на каждой из последовательных стадий. Всякий раз, когда центр тяжести самости проходит через базовый уровень Великого Гнезда, она проходит через поворотный пункт своего развития: сначала она отождествляется с новым уровнем, затем разотождествляется с ним и превосходит его, а затем включает в себя и интегрирует этот уровень со следующего более высокого уровня.
Великое Гнездо характеризуется девятью базовыми уровнями (соответствующими функциональным группам:
- сенсомоторной,
-эмоционально-фантазменной,
- репрезентирующему уму,
-уму правила/роли,
-формально-рефлексивной,
-зрительно-логической,
-психической (душевной),
-тонкой,
-каузальной / недвойственной.
Поэтому выделяется девять соответствующих поворотных пунктов развития, которые проходит самость в ходе полной эволюции или развития через все Великое Гнездо на пути самости от зачатия до просветления.
Каждый раз, когда непосредственная самость входит в новую и более высокую сферу Великого Гнезда, она может делать это относительно здоровым образом - то есть, дифференцируя и интегрируя элементы этого уровня. Каждый уровень Великого Гнезда имеет качественно различную архитектуру, и поэтому каждый поворотный пункт также имеет качественно различную структуру. Таким образом, постепенно рождается совокупная самость - это соединение всех самостей, которые присутствуют как ощущение бытия собой в данный момент:
- непосредственной самости (или «Я»),
- периферической самости («Я» косвенное)
- и на самых задворках осознавания - высшего Свидетеля (трансцендентальной Самости, изначального «Я», или Я-«Я»).
Все эти «Я» входят в ощущение бытия собой в данный момент, и все они важны для понимания развития или эволюции сознания.
Именно потому, что совокупная самость содержит в себе несколько различных потоков, она не демонстрирует последовательного развития. Тем не менее, современные психологические исследования убедительно показали, что, по крайней мере, один аспект самости претерпевает относительно последовательное (постадийное) развитие, и это - непосредственная самость. Например, Джейн Левинджер в ряде авторитетных исследований обнаружила убедительные свидетельства того, что «эго-развитие» проходит примерно через двенадцать стадий. То, что Левинджер называет «эго-развитием», во многом сходно с тем, что Кен Уилбер обозначает как «развитие непосредственной самости», которое, по его мнению, находится в самом центре эволюции сознания. Именно непосредственная самость путешествует по базовым волнам Великого Гнезда Бытия. Непосредственная самость - это путешественник по волнам (и потокам) великой Реки Жизни. Она является главным источником самоотождествления, и это самоотождествление расширяется и углубляется по мере того, как самость движется от эгоцентричной волны к социоцентричной и далее к мироцентричной и теоцентричной волнам (или от доконвенционального к конвенциональному и постконвенциональному уровням общего развития) - это самоотождествление, которое переходит от материи к «оно», к эго, и к Богу.
Должно ли быть завершено психологическое развитие прежде, чем сможет начаться духовное развитие?
Прежде всего, отметим - то, что многие теоретики имеют в виду под «психологическим развитием», относится к этапам личностного развития, тогда как под «духовным» они подразумевают надличностные этапы развития. Используя эти определения и рассматривая любую линию развития, можно сказать, что психологическое развитие, как правило, должно быть завершено, прежде чем может устойчиво начаться духовное развитие.
Тем не менее, - и именно этот момент ввел в заблуждение многих теоретиков - поскольку сами линии развития могут развертываться относительно независимо, индивид может находиться на высоком уровне духовного развития, и вместе с тем находиться на низком уровне личностного или психологического развития на других линиях. Таким образом, даже хотя духовное развитие на любой данной линии может начаться только после психологического, тем не менее, все виды духовного развития могут иметь место до, во время или после всех видов психологического развития именно потому, что сами линии относительно независимы друг от друга. Из чего следует, что общее психологическое развитие не обязательно должно завершиться, прежде чем может начаться какое-либо духовное развитие.
Если подразумевать под духовностью пиковые переживания, то они могут происходить в любое время и в любом месте, так что завершение общего психологического развития для них тоже не обязательно. Но в той мере, в какой эти состояния становятся устойчивыми признаками, они также с необходимостью будут входить в поток развития и плыть в его течениях по волнам великой Реки Жизни.