Понятия «дух» и «духовное развитие» в интегральной психологии
Вопрос о том, что есть дух и духовность, имеет целый спектр возможных ответов. Очень часто происходит подмена понятий: то, что является личностным ростом, преподносится в качестве духовного развития. Платон и Аристотель определяют дух как чисто идеальную силу, формирующую, но не создающую хаотическую материю. Высшая форма духа - ум, мыслящий сам себя, то есть самоосознающее мышление.
Средневековые теологи Ансельм, Фома Аквинский отождествляют ум с Богом, где Бог есть дух. Они видят в Боге личность, которая творит материальный мир. Духовность в этом смысле - аспект взаимоотношений с Богом.
В парадигме интегративной психологии сознание имеет "слоистую" структуру. На его поверхности лежит личностный уровень, или персональный, глубже - надличностный, или трансперсональный, связанный в том числе с нашим коллективным бессознательным, а еще глубже - «потоковый», или уровень нашей связи с нуминозным - божественным. То есть, если «копать» сквозь личностный уровень, сквозь архетипический слой сознания, мы попадаем в потоковый слой, уровень нашего воплощения как проявленной части Абсолюта. Именно поэтому духовный путь часто начинается с преобразования личности. Все, что делается для личностного развития, является предпосылкой к духовности. Но духовность предполагает целостное развитие человека. Человек должен быть здоров физически, душевно, и социально.
Далее мы сосредоточимся на рассмотрении пути развития духовности, как оно представлено в интегративной психологии (Основным источником здесь будет книга Кена Уилбера «Интегральная психология. Сознание, Дух, Психология, Терапия». М.: Издательство АСТ; Издательство Института трансперсональной психологии; Издательство К. Кравчука, 2004).
Развитие сознания охватывает весь спектр от доличностного к личностному и надличностному, от подсознательного к самосознанию и сверхсознательному, от Оно к Эго и Духу. Структуры сознания, некоторые аспекты которых могут быть бессознательными, включают в себя тело, ум, душу и дух.
Хьюстон Смит (Huston Smith), Артур Лавджой (Lovejoy), Ананда Кумарасвами (Coomaraswamy) и другие исследователи великих мировых духовных традиций, концентрированная мудрость которых была названа вечной философией, указывали, что в основе ее лежит представление о том, что реальность состоит из различных уровней существования - уровней бытия и познания, простирающихся от материи к телу, разуму, душе и духу. Каждый вышележащий уровень превосходит, но включает в себя все нижележащие, так что это концепция целых внутри целых внутри целых до бесконечности, восходящих от грязи к Божественности.
Другими словами, эта «Великая Цепь Бытия» на самом деле представляет собой «Великое Гнездо Бытия», где каждое более высокое измерение охватывает и включает в себя все более низкие, подобно последовательности концентрических окружностей или сфер.
В течение последних трех тысяч лет или около того, среди представителей вечной философии существовало почти единодушное и межкультурное согласие в отношении общих уровней Великого Гнезда, хотя конкретное число этих уровней могло быть весьма разным. Некоторые традиции различали только три основных Уровня или сферы (тело, разум и дух - или материальное, тонкое и каузальное). Другие выделяют пять уровней (материя, тело, разум, душа и дух), третьи насчитывают семь (например, семь чакр). И в большинстве традиций, кроме того, существует очень сложное расщепление этих уровней, нередко достигающее 12, 30 и даже 108 подуровней бытия и познания, которые можно обнаружить в этом необычайно богатом Космосе.
Но с самого начала следует отдавать себе отчет в том, что эти уровни и подуровни, о которых говорят вечные мудрецы, не являются продуктом метафизического рассуждения или изощренной абстрактной философии. В действительности, они почти во всех отношениях представляют собой модификации непосредственных эмпирических реалий, от чувственного опыта до ментального и духовного опыта. Эти «уровни» Великого Гнезда просто отражают весь спектр бытия и сознания, доступный для непосредственного эмпирического раскрытия - от подсознания до самосознания и сверхсознания. Более того, открытия этих волн с годами проходили проверку и становились общепризнанными в сообществе. Где бы они ни проявлялись, они часто очень похожи, порой - почти тождественны, и этот факт просто говорит нам, что мы живем в структурированном Космосе, и эти удивительные структуры могут быть - и были - замечены проницательными людьми в почти каждой культуре.
Каждое более высокое измерение в Великом Гнезде - от материи до тела, разума, души и духа - превосходит и включает в себя все предыдущие, так что живые тела превосходят, но включают в себя неорганическую материю, разумы превосходят, но включают в себя живые тела своих носителей, просветленные души превосходит, но включают в себя концептуальные умы, а сияющий дух превосходит и включает в себя абсолютно все. Таким образом, дух - это самая высочайшая (чисто трансцендентная) волна и вездесущая (чисто имманентная) основа всех волн, выходящая за пределы Всего, и включающая в себя Все. Великое Гнездо - это многомерная сеть любви - эрос, каруна, майтри - как бы ее ни называть, она не оставляет ни одного уголка Космоса не затронутым заботой или чуждым тайнам благодати.
Эта мысль столь же важна, сколь часто о ней забывают - Дух полностью трансцендентен и полностью имманентен. Если мы вообще хотим пытаться концептуализировать Дух, нам следует, по крайней мере, стараться принимать во внимание оба этих аспекта. Это показано на рис. 1, где наивысшая сфера представляет трансцендентный дух (слово «дух» в данном случае пишется со строчной буквы, чтобы показать, что это всего лишь один уровень среди других уровней, пусть и самый высший), а сама бумага, на которой выполнен этот рисунок, представляет имманентный Дух, или Основу, равно присущую всем уровням (в данном случае, «Дух» с заглавной буквы, чтобы показать, что с ним нельзя сравнить ничто другое). Патриархальные религии, как правило, акцентируют трансцендентальный, «потусторонний» аспект духа; а матриархальные, неоязыческие религии склонны подчеркивать полностью имманентный или «посюсторонний» аспект Духа. Каждый из них важен, и в подлинно интегральном мировоззрении должно найтись достаточно места для них обоих.
Таким образом, понятие «дух» в интегральной психологии - одновременно бесформенная основа и недвойственное единство всех других уровней сознания.
Великое Гнездо Бытия в самой своей основе - это простирающееся от материи к уму и к духу огромное пространство развития, в котором разнообразные потенциальные возможности развертываются, становясь актуальными.
Один из самых трудных вопросов состоит в том, обязательно ли сама духовность развивается поэтапно. Ответ на этот вопрос в значительной степени зависит от того, как мы определяем «духовность». Существует по меньшей мере пять разных определений, два из которых, судя по всему, предполагают наличие этапов, а остальные три - нет. Все они представляются вполне правомерными значениями слова «духовность», однако абсолютно необходимо уточнять, что имеется в виду в каждом случае. По существу они, может быть, представляют собой пять очень важных аспектов общего феномена, который мы называем «духовностью», и все заслуживают быть в той или иной степени включенными в любую интегральную модель.
Вот эти пять общепринятых определений:
1). Духовность связана с высшими уровнями любых линий развития.
2). Духовность - это общая совокупность высших уровней всех линий развития.
3). Духовность сама представляет собой отдельную линию развития.
4). Духовность - это определенное отношение (такое, как открытость или любовь), которое вы можете иметь на любом этапе развития.
5) Духовность, в основном, связана с пиковыми переживаниями, а не с этапами развития.
Рассмотрим последовательно представления о развитии духовности, соответствующие названным пяти определениям.
1. Духовность связана с высшими уровнями любых линий развития. Согласно этому определению, «духовность», в сущности, означает надличностные, надрациональные уровни любой из линий - такие, как наши высшие когнитивные способности (например, интуиция), наиболее развитые аффекты (например, надличностная любовь), высшие моральные устремления (например, трансцендентальное сострадание ко всем существам), наиболее развитая самость (надличностная Самость, или сверхиндивидуальный Свидетель), и так далее. В этом смысле, духовность (или данный конкретный аспект духовности) определенно развивается последовательно или поэтапно.
Это очень распространенное определение, отражающее те аспекты духовности, которые олицетворяют самые высшие способности, самые благородные мотивы, самые лучшие устремления - дальние горизонты человеческой природы; вершину эволюции, ее передний край - все, что указывает на высшие уровни любых линий развития.
2. Духовность - это общая совокупность высших уровней линий развития. Это определение сходно с предыдущим, но имеет слегка иной (но важный) оттенок. Оно подчеркивает тот факт, что хотя индивидуальные линии развертываются иерархически, для общей совокупности высших этапов этих линий такое поэтапное развитие не характерно. Подобно «общему развитию» и «общему развитию самости», «общее духовное развитие» не является поэтапным. Другими словами, духовный путь каждого человека носит радикально индивидуальный и уникальный характер, даже хотя развитие каких-то конкретных способностей может происходить в четко определенной последовательности.
3. Духовность сама представляет собой отдельную линию развития. Очевидно, что в данном случае для духовного развития должно быть характерно определенное поэтапное развертывание, поскольку линия развития, по определению, соответствует последовательному развитию. Некоторые аспекты духовности претерпевают последовательное или поэтапное развитие. Сюда относится большинство западных и восточных медитативных систем (в том числе, и кундалини-йога). Аспекты духовности демонстрируют последовательное развитие (хотя, опять же, это не исключает отступлений назад, спиралей, временных скачков вперед или пиковых переживаний любого из главных состояний).
Обширная работа Даниэла П. Брауна, посвященная межкультурным этапам медитативного развития, заслуживает особого упоминания как самое тщательное и утонченное исследование, которым мы располагаем на сегодняшний день. Он и его соавтор Джек Энглер обнаружили, что основные духовные традиции представляют развертывание медитативного опыта как поэтапную модель: например, Махамудра из тибетского буддизма махаяны; Вишуддхимагга из буддизма Теравады (пали) и йога-сутры из традиции индуизма. Эти модели достаточно сходны, чтобы предполагать лежащую в их основе общую инвариантную последовательность этапов, несмотря на огромные культурные и лингвистические различия, а также различия в стилях практики... Результаты исследований позволяют сделать обоснованное предположение, что этапы медитации, фактически, представляют собой межкультурный и универсально применимый феномен (при глубинном, а не поверхностном анализе).
«Высшая Йога Тантра», которая, наряду с Дзогчен, считается высочайшим из учений Будды, обладает непревзойденным пониманием удивительной взаимосвязи между состояниями сознания и телесными энергиями. Согласно этому учению, для того чтобы подчинить себе ум, человек должен попутно овладеть тонкими телесными энергиями. Эта йога представляет собой утонченную систему использования тонких энергий на любом этапе развития, включая просветленное состояние Ясного Света Пустоты. Высшая Йога Тантра описывает эту общую эволюцию в виде совершенно четких этапов, возникновение каждого из которых сопровождается очень характерным феноменологическим признаком.
Разумеется, между буддийскими и индуистскими понятиями есть определенное сходство в глубинных чертах и важные различия в поверхностных чертах
Одна из основных трудностей принятия поэтапной концепции состоит в том, что хотя большинство людей, в действительности, проходят через последовательные этапы развития способностей, они редко переживают что-либо по виду или по ощущению похожее на этап. В их собственном непосредственном опыте понятие «этапов» или «стадий» лишено какого бы то ни было смысла. Проходя через определенную стадию развития, люди в действительности не испытывают ничего такого, что говорило бы им, что они миновали важнейший поворотный пункт.
Так же обстоит дело и с любыми этапами. Мы замечаем их только отстраняясь от нерефлексивного переживания, сравнивая свой опыт с опытом других людей и выясняя, есть ли в нем какие-либо общие шаблоны. Если эти общие шаблоны совпадают во множестве разных условий, у нас есть основания предполагать наличие различных этапов. Но во всех случаях эти этапы являются результатом непосредственного анализа и исследования, а не абстрактного философствования. И в том, что касается духовного опыта, все великие традиции мудрости обнаружили, что некоторые очень важные духовные способности развиваются в соответствии с поэтапной моделью - не в фиксированной и единообразной последовательности, но как развертывающиеся волны все более тонких переживаний.
Эвелин Андерхилл (Underhill), чья книга «Мистицизм», остающаяся во многом непревзойденным объяснением западных мистических и созерцательных традиций, выделяет в западном мистицизме три обобщенных иерархических этапа (с многочисленными промежуточными этапами), называя их природным мистицизмом (горизонтальное расширение сознания, охватывающее поток жизни), метафизическим мистицизмом (достигающим кульминации в бесформенном прекращении) и божественным мистицизмом (который она подразделяет на этапы темной ночи и единения). Эти этапы духовности имеют очень важное значение, обнаруживаются ли они на Западе или на Востоке, на Севере или на Юге, и без них никакое описание духовности не может считаться полным.
4. Духовность - это определенное отношение (такое, как открытость или любовь), которое вы можете иметь на любом этапе развития. Это, вероятно, самое распространенное и популярное определение. Тем не менее, его оказалось очень трудно сформулировать логически непротиворечивым образом. Мы не можем уверенно утверждать, что необходимым отношением является любовь, так как согласно большинству исследований, любовь, как правило, сама претерпевает развитие.
В отношении понятия «открытость» снова возникает вопрос: появляется ли способность к открытости полностью сформированной или развивается? И насколько «открытым» может быть индивид на раннем этапе развития личности, или самости?
Таким образом, это вполне правомерное определение, однако до сих пор его редко удавалось сформулировать непротиворечивым образом.
5. Духовность, в основном, связана с пиковыми переживаниями, а не с этапами развития. Во многих случаях это, безусловно, верно, и для пиковых переживаний (или измененных состояний сознания) обычно не характерно развитие или поэтапное развертывание. Они носят временный, преходящий характер. Кроме того, состояния, в отличие от структур, по большей части, несовместимы друг с другом. Вы не можете быть пьяным и трезвым одновременно (что полностью отличается от структур, которые включают в себя друг друга и могут сосуществовать: клетки могут существовать наряду с молекулами, включая их в себя - именно поэтому рост и развитие происходят с помощью структур, а не состояний, хотя последние важны сами по себе и могут непосредственно воздействовать на развитие). Следовательно, если определять духовность как пиковое переживание, это не предполагает поэтапного развертывания.
Однако при более подробном анализе пиковых переживаний можно обнаружить, что они обычно включают в себя преходящий опыт психической, тонкой, каузальной и недвойственной сфер, интерпретируемый посредством архаических, мифических или рациональных структур - а каждая из этих структур претерпевает поэтапное развитие.
Это важное определение духовности показывает, что практически на любой стадии развития возможны преходящие пиковые переживания надличностных областей. Однако, временные состояния могут превращаться в устойчивые реализации, которые становятся развивающимися структурами. Вероятен механизм такого преобразования: самость интегрирует временное переживание, порождая холистическую структуру.
Итак, не для всего, что мы можем правомерно назвать «духовностью», характерно поэтапное развитие. Тем не менее, при более внимательном рассмотрении оказывается, что многие аспекты духовности включают в себя один или несколько аспектов, претерпевающих развитие. Это относится к высшим уровням различных линий развития, а также к духовности, понимаемой как отдельная линия развития. Однако для пиковых переживаний поэтапное развитие не типично, хотя как для структур, испытывающих пиковые переживания, так и для сфер, которые в них переживаются, характерно развитие, если в результате этих пиковых переживаний обретаются постоянные реализации.
Обладает ли «духовность» поэтапным развитием? Это, опять-таки, зависит от того, как мы определяем этот термин. Если духовность определяется как отдельная линия развития, ответом будет «нет» (поскольку духовное развитие происходит параллельно психологическому развитию, а не на его основе). Если духовность определяется как пиковые переживания, ответом также будет «нет» (поскольку пиковые переживания могут иметь место в любое время). Однако в остальных случаях дело обстоит несколько сложнее.
Вывод
Представление о развитии духовности и ее развитии в Кундалини-йоге вернее всего попадает в третье определение интегральной психологии, в котором духовность представляет собой отдельную линию развития. В этом случае для духовного развития должно быть характерно определенное поэтапное развертывание, что не исключает отступлений назад, спиралей, временных скачков вперед или пиковых переживаний любого из главных состояний, не исключает также и наличия отдельных линий развития, присутствия в парадигме кундалини-йоги и четырех других представлений о духовности. Таким образом, парадигма кундалини-йоги и парадигма интегративной психологии являются, по меньшей мере, пересекающимися, а по большей мере - идентичными друг другу.