Основные антропологические аспекты Кундалини йоги
Кундалини-йога использует определенную антропологию, или учение о человеке. (humanology). "Нu" означает луч или излучение, "Man" - "ум", таким образом "Human" означает "излучение ума". Учение о человеке (humanology) - это прикладная психология человека, которая предлагает практические жизненные рекомендации для всего спектра человеческих энергий и возможностей - физических, умственных и духовных.
Основой антропологии является представление об энергетической природе человека. Считается, что человеческие существа сконструированы таким образом, что в них есть механизмы, которые позволяют быть вовлеченными в процесс изменения, как сознательно, за счет наших направленных усилий, так и подсознательно, благодаря структуре и потоку жизни и ума. Изменение является непрерывным и постоянным. Когда мы не движемся и не изменяемся, мы мертвы или умираем. Человек может сознательно управлять или изменять схему дыхания, создавая изменение в нашем физическом и ментальном состояниях. И наоборот, наше эмоциональное состояние подсознательно влияет на наше дыхание.
В учении о человеке (humanology) считается, что ум рождает около тысячи мыслей в мгновение ока. Мы не всегда обрабатываем все эти мысли и сопровождающие их импульсы и чувства. Те мысли, которые не были обработаны, сохраняются или задерживаются в подсознании. Однако буфер подсознания ограничен и может быть переполнен. Тогда мысли и чувства попадают в бессознательное. Когда они попадают в бессознательное, мы теряем контроль над характером и временем проявления реакций на эти мысли. Это проявление усиливается во время быстрых или интенсивных изменений, например при стрессе. Медитативные техники йоги являются существенными и эффективными методами для поддержания подсознания чистым и готовым выстоять при изменениях и стрессе.
В антропологии йоги существует представление о циклах развития, которые заставляют человека пересматривать свою жизнь, свой ум и сознание. Эти циклы, подобные приливам энергии, управляют равновесием между осознанностью, прикладным умом и физическим строением. Их естественное соотношение может быть нарушено экстремальными факторами, связанными с окружающей средой, психологией или здоровьем.
Восемнадцатилетний цикл жизни - это цикл пересмотра физического здоровья и жизнестойкости, а также всего качества жизни. Цикл ума составляет 11 лет, когда он завершается, происходит пересмотр работы прикладного ума и средств совершения действий. Цикл сознания составляет 7 лет, за это время происходит пересмотр основного уровня и стиля сознания. В учении о человеке (humanology) представление об этих циклах является частью метода развития человеческой зрелости.
Антропология йоги различает первоначальное энергетическое устройство мужчины и женщины, сосредотачивается на описании их развития и соотношения в процессе их специфического раскрытия высшей - духовной - природы. Например, считается, что у мужчины есть одна возможность для освобождения себя от своей судьбы и выполнения своего предназначения: стать одним целым со вселенским сознанием. Тогда как для женщины есть четыре возможности освобождения от своей судьбы и достижения своего предназначения:
стать одним целым со вселенским сознанием,
дать рождение святому, герою или дарителю,
служить своему мужу,
служить своему духовному учителю.
Три дополнительные возможности, которых не имеет мужчина, сфокусированы на служении. Женщина может служить, при этом ее сознание может не быть полностью связано с вселенским сознанием, поскольку она имеет материнское качество взращивать ребенка. Мужчина много работал, будучи мальчиком, чтобы установить свою идентичность, поэтому ему труднее служить и отказаться от своей выстроенной идентичности.
Различие женской и мужской энергии может быть как источником конфликта, так и источником целостной гармонии на разных уровнях: от уровня конкретной семьи до уровня определенной части социума и всего мира.
В соответствии со своими представлениями о человеке, кундалини-йога направлена на развитие возможностей, гармонизации и совершенствование энергетической структуры человека. Это достигается в практике йоги.
Антропология йоги имеет также представление о духовной природе человека. Вот, например, как описывается мужчина, реализовавший свою духовную природу:
«Мужчина, который хочет развить свои возможности, работает над своим нимбом. Нимб (аг-cline) отражает взаимодействие тонкого тела и пранического тела, и, следовательно, совмещение жизненной силы и предназначения. Если это тело сильное, мужчина чувствует, что его идентичность находится в гармонии со вселенной. У него очень хорошая интуиция и он притягивает возможности, которые он может успешно развивать. Он может поглощать проблемы каждодневной жизни и сильное давление своей работы или профессии, поддерживая при этом уровень своего высшего сознания.
Если нимб слаб, мужчина считает, что его идентичностью является эго. Он часто занимает позицию защиты, управления другими, он не уверен в себе.
Нимб (arcline) является его "универсальной защитой" или системой безопасности. Поскольку тело нимба имеет прямую связь с позитивным, негативным и нейтральным умом, следует практиковать все медитации, которые увеличивают его сияние, активирующие гипофиз, уравновешивающие полушария головного мозга и укрепляющие нервную систему также являются полезными. Все Вахэ Гуру медитации укрепляют это тело и его связь с гипофизом. Поза лучника, которая восстанавливает нервную систему, увеличивает выносливость и усиливает проекцию, также рекомендуется для усиления сияния нимба. Это тело отражает взаимодействие тонкого и пранического тела, того, как совмещаются жизненная сила и предназначение».
Таким образом, духовность в парадигме кундалини-йоги есть специфическая энергетическая структура человека, которая достигается путем развития в специфической медитации.
Итак, антропология кундалини-йоги базируется на энергетических представлениях о человеке, энергийных особенностях каждого пола, взаимоотношений между людьми, подразумевающих возможность самосовершенствования вплоть до раскрытия духовной природы человека.