sep
Мы открываем сокровища сознания
middleshadow scroll-top

Кундалини йога: путь эго и путь духа

История развития Кундалини-йоги демонстрирует ее трансформацию из зам­кнутой на себя духовной традиции сикхов в открытую, доступную западному человеку с его специфическим менталитетом систему саморазвития, в чем, не­сомненно, знаменательная роль принадлежит Йоги Бхаджану - популяризатору Кундали­ни-йоги и Белой тантры на Западе.

Вступление на путь Кундалини-йоги требует принятия определенной антропологии, освоения важнейших ее понятий. Антропология кундалини-йоги базируется на энергети­ческих представлениях о человеке, энергийных особенностях каждого пола, взаимоотно­шений между людьми, подразумевающих возможность самосовершенствования вплоть до раскрытия духовной природы человека.

Кундалини йога - это йога для тех, кто остаётся в мире. Она построена так, чтобы чело­век обретал состояние гармонии внутреннего и внешнего мира. Это утончённая, точная и совершенная технология, воздействие которой легко пережить на опыте; когда открывает­ся источник энергии, человек испытывает огромное воодушевление, желание жить и да­рить радость другим.

Современная трансперсональная психология как всеобъемлющая модель развития со­знания, связывающей психологические и духовные дисциплины, оказывается важным средством в теоретическом исследовании Кундалини-йоги. Кундалини-йога как духовная традиция и практика представляет собой один из важных источников для развития транс­персональной психологии, с одной стороны. С другой стороны, многое в традиции Кунда­лини-йоги становится доступным современному человеку благодаря трансперсональной психологии; практику Кундалини-йоги можно рассматривать как одну из интенсивных интегративных психотехнологий (ИИТП).

Став общедоступной духовной традицией для современного человека, живущего в мире и не выходящего из него при вступлении на этот путь, Кундалини-йога приобретает вид интенсивной интегративной психотехнологии. При этом характерные черты ее (основные понятия и антропология) сохраняются, но утрачивают свою уникальность и самодовлеющий характер, вписываясь в холистическую парадигму современной интегра­тивной психологии наряду с другими традициями и практиками.

Йога обладает всеми характерными чертами ИИТП; по сути, йога является одной из ее форм. Специфичными является внешние историко-культурные особенности. Все исто­рико-культурные составляющие йоги могут быть адаптированы для современного челове­ка.

Представление о развитии духовности и ее развитии в Кундалини-йоге вернее всего по­падает в то определение интегральной психологии, в котором духовность представляет со­бой отдельную линию развития. В этом случае для духовного развития должно быть ха­рактерно определенное поэтапное развертывание, что не исключает отступлений назад, спиралей, временных скачков вперед или пиковых переживаний любого из главных состоя­ний, не исключает также и наличия отдельных линий развития, присутствия в пара­дигме кундалини-йоге и четырех других представлений о духовности. Таким образом, па­радигма кундалини-йоги и парадигма интегративной психологии являются, по меньшей мере, пересекающимися, а по большей мере - идентичными друг другу.

Важен вопрос о том, утрачивается или сохраняется эго на более высоких уровнях раз­вития. Большинство представителей трансперсональной психологии называют высшие уровни «находящимися за пределами эго» или «надэгоическими», что, по-видимому, подразумевает утрату эго. Если под «эго» подразумевается исключительное отождествле­ние с личным «Я», то эта исключительность по большей части утрачивается или прекра­щается при дальнейшем развитии - такое «эго» в значительной мере уничтожается (и бо­лее высокие стадии правильно именуются надэгоическими). Но если под эго имеется в виду функциональная самость, которая вступает в отношения с обычным миром, тогда та­кое эго определенно сохраняется (и нередко усиливается).

Общее психологическое развитие - развитие самости или эго - не обязательно должно завершиться, прежде чем может начаться какое-либо духовное развитие.

Пять стадий на пути к мудрости в учении кундалини-йоги описывают стадии развития ду­ховности в со­отнесении с преобразованием эго. Мы видим, что стадии развития мудрости являются од­новременно стадиями развития духовности и стадиями развития самости. «Смерть эго», по­нимаемого как состояние омрачения вследствие эгоцентризма, происходит на критиче­ской третьей стадии развития; но эго, понимаемое как самость, продолжает свое развитие вместе с духом вплоть до стадии мастера.

Две школы ­- медитации кундалини-йоги и интегративная психология - постепенно приходят к одинаковым позициям. Хотя стоит заметить, что многие учителя кундалини-йоги не считают возможным дополнять свой метод другими современными техниками  интегральной и трансперсональной психологии. Ими утверждается, что йога изначально включает в себя все необходимые практики для самосовершенствования. Что вполне соотносится со словами Кена Уилбера о том, что духовная традиция является лучшей психотехнологией, так как она выверена в течение веков своего становления.

Йога является путем развития эго и познания себя в духе. Йога развивает эго через по­знание телесности и души, дает возможность получать дополнительные телесные и психо­логические ресурсы. Практика кундалини-йоги является психотехнологией, в ходе которой происходит исследование и трансформация тела и эго; результатом являются состояний целостности - холотропные состояния сознания. Таким образом, в процессе совершенствования эго происходит совершенствование духа. Путь эго и путь духа в кундалини-йоге - неразделимы.


Начало Начало / йога йога / Кундалини йога: пути эго и духа Кундалини йога: пути эго и духа
© 2014 Тренинговый центр «Тертон».  Связь с нами Размер шрифта: Маленький размер шрифта fsz fsz fsz
scroll






Движок сайта: SpoonCMS
Дизайн: Ashwood