sep
Мы открываем сокровища сознания
middleshadow scroll-top

Картография внутреннего пространства

Богатство и диапазон пережи­ваний во время сессий холотропной психотерапии убедили Грофа в теоре­тических ограничениях фрейдовской модели психики и лежащего в ее основе механистического мировоззрения. Возникшая в результате этих исследований новая картография психики состоит из трех областей:

- (фрейдовского) личного и биогра­фического бессознательного;

- трансперсонального бессозна­тельного (которое включает в себя и более узкие представле­ния Юнга об архетипичном или коллективном бессознатель­ном);

- перинатального бессознательного, являющегося мос­том между личным и трансперсональным бессознательным и наполненным символизмом и конкретными переживаниями смерти и возрождения.

Перинатальная область бессознательного несет в себе наибольший трансформирующий потенциал.

В своих пос­ледних работах Гроф постоянно подчеркивает, что перинатальное не ограничено внутриутробной жизнью и процессом ро­дов, но образует более всеохватывающую структуру психоду­ховной трансформации, справедливой для всех стадии разви­тия сознания. Громадный клинический опыт самого Грофа и его учеников, а также запротоколированный опыт мировых духовных традиций, свидетельствует о том, что регрессия к перинатальному уровню зачастую является необходимым ус­ловием для доступа к трансперсональному.

Гроф экспериментально показал возможность для любо­го человека иметь переживания необычайной интенсивности и насыщенности, что, как правило, характерно для экстремаль­ных ситуаций человеческой жизни, связанных с переживания­ми экстаза, катастрофы, смерти, духовного преображения. Нео­бычные состояния сознания широко практиковались во всех традиционных культурах и сопровождали любое значимое из­менение в индивиде и обществе. Среди этих состояний выде­ляются холотропные, или целостные состояния сознания, об­ладающие особо мощным терапевтическим, творческим и обновляющим потенциалом. Они определяются по отношению к обычным, или хилотропным состояниям.

Европейская картезианская наука основана на опыте хилотропных состояний, возникающая но­вая научная парадигма основывается на опыте холотропных состояний.

Развитая Грофом расширенная картография психическо­го пространства вбирает в себя не только большинство картографии запад­ной психологии, но и соответствует практически всем извест­ным восточным и мистическим картографиям.
Универсальность картографии состоит в том, что независимо от того, каким путем духовно-философского развития следует человек, ему неизбежно приходится решать одни и те же задачи с точки зрения овладения определенным уровнем энергии. В ''энерге­тической антропологии" Грофа степень осознавания прямо свя­зана с уровнем доступной энергии и степенью проработки бло­ков на пути ее освоения в качестве привычного уровня.

Холотропная стратегия в психотерапии, основывается нам данных изучения необычных состоянии сознания и представляет собой важную альтернативу психотерапевтическим методам различных школ глубинной психологии, которые подчеркивают вербальную коммуникацию между терапевтом и клиентом и эмпирической психотерапией, проводимой в обычных состояниях сознания. Главная цель холотропной терапии состоит в том, чтобы активировать бессознательное, освободить энергию, содержащуюся в эмоциональных и психосоматичских симптомах и трансформировать эти симптомы в поток переживания.

По Грофу, травма рождения, смерть и рождение, мистерия смерти, являются прототипом (или фундаментальной пси­хологической структурой), которая активируется всякий раз, когда мы сталкиваемся с ситуацией угрозы жизни или прохо­дим любые другие экстремальные переживания. Эта структура активируется в нас каждый раз, когда мы делаем некое сверхусилие к тому, что называют ростом, индивидуацией, рас­крытием, творчеством.

 «Пройдя через перинатальный опыт, мы подключаемся к гигантским полям переживаний, которые не случались с нами конкретно как с отдельными существами, но происходили с нами, как с принадлежащими к роду Человек, роду Живых, к роду существ, населяющих эту планету, в которых в свернутом виде содержится вся история живого и нежи­вого». (Козлов В., Майков В. Основы Трансперсональной психологии. М., Изд-во ТПИ, 2000.с. 21).

Понимание природы реальности, вытекающее из изуче­ния холотропных состояний находится в резком конфликте с воззрениями материалистической науки. Грофовская реаль­ность есть "Космическая Игра" Абсолютного сознания, подоб­ного абсолютному принципу великих мистических традиций мира.

Выживание человечества и решение им глобальных про­блем в значительной степени связано с его освоением опыта холотропных состоянии.

Грофовская картография сформули­ровала правила вхождения в холотропный мир, и условия пе­реживания чего-то, что адекватно моменту рождения, в смысле наполненности энергией, символикой и богатству возмож­ностей переживания. Условия интенсивности подключения к виртуальному сверхполю человеческого знания. По Грофу, наша психика устроена так, что, входя в разные состояния, которые являются устойчивыми местами в то­пологии развивающегося сознания, мы можем комфортно передвигаться в них без усилий. Каждое такое состояние связано с раскрывающимся в нем видением и знанием.

«Находящийся за пределами слов и мышления холотропный мир для нас в каком-то смысле нем, бессловесен, синкретичен. Стремление вхождения в этот мир - воздержание от злоупотреб­ления вербального языка. Стремление к целостности, к счастью присуще каждому из нас. При энергизации нашей психи­ки, когда взбадривается наши латентные состояния, происходит автоматическое восстановление целостной коммуникативной ткани нашего сознания, как сознания Божественного. Ког­да мы учимся держать эту энергию, не будучи вовлеченными в привычные эмоциональные конфликты, провокации, недомо­гания и т.д., тогда перед нами раскрывается ларец перинатального опыта, выводящий нас за пределы личной истории к уни­версальному сознанию. Этот уровень энергии отрезан от на­шего повседневного опыта вместе с соответствующими воспо­минаниями. Но если мы становимся способны выдерживать эту энергию, то становимся способны и жить на большей энер­гии, и в большей целостности». (Козлов В., Майков В. Основы Трансперсональной психологии. М., Изд-во ТПИ, 2000, с. 217)

Станислав Гроф предложил систему описания и систематизации ре­зультатов прохождения психоделических и холотропных сеансов. Его сис­тема универсальна для любых эмпирических техник, связанных с вхождени­ем в измененное состояние сознания. При прохождении сеанса возникает одновременное восприятие ряда материала символического и эстетического характера.

Попытка описать холографическую информацию, поднятую в процессе, языком линейной терминологии содержит некую долю профанации.

Можно различать четыре основные группы переживаний:

  • абстрактные или эстетичес­кие,

  • биографические,

  • перинатальные,

  • трансперсональные.

Все эти группы переживаний связаны в той или иной степени с эстетическим контекстом. Этим переживаниям соответствуют четыре области психики и соответствующего им опыта:

  • Сенсорный барьер,

  • Индивидуальное бессознательное (биографический материал),

  • Уровень рождения и смерти,

  • Трансперсональная область.

Самые легкодоступные переживания - абстрактные и эстетичес­кие переживания. В них нет особого символического содержания, связанного с личностью. Их можно объяснить на уровне (языке) анатомии и физиологии органов чувств. C. Гроф не обнаружил ничего, что отрицало бы их интерпретацию на ньютоно-картезианском языке.

  1. Абстрактные и эстетические переживания характерны для начала сеанса и длятся до его кульминации; реже длятся на протяжении всего процесса. Они представляют как бы внешнюю сторону переживаний и содержат минимум психологических прозрений и не выявляют глубоких уровней подсознания. Эстетические переживания характеризуются резким изменением восприятия при минимуме психодинамического эффекта. Трансформации восприятия формы и цвета любых объектов, столь яркие и сильные, что часто определяются, как "оргии зрения" или "феерия цветов" (Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М., Изд-во ТПИ, 1996). Измене­ние в восприятии мира происходит за счет расширения сенсорного барьера и интерпретации чувствами. Внешний мир и проявления внутреннего мира могут казаться невероятно прекрасными, чувственны­ми, комичными и т.д. Часто мир представляется мифологическим, сказоч­ным или магическим. Эстетические переживания производят на самоиссле­дователей большое впечатление, иногда выражающиеся в виде благодарнос­ти ситуации и позитивного психотерапевтического эффекта.

Следует расс­мотреть явления, которые возникают у испытуемых в психотехниках с отк­рытыми и закрытыми глазами. Если глаза закрыты, то начало процесса погружения в глубокое измененное состояние сознания зачастую сопровож­дается ощущением "оживления" визуального поля и усиления внутриглазных (энтоптических) явлений. Эти явления включают в себя динамические ви­дения цветовых пятен. Цветовые образы возникают и исчезают, преобразу­ются в различные объекты, изменяющие контрастность и яркость. Наиболее яркая динамика зрительных образов наблюдается, когда человек открывает глаза и какое-то время наблюдает объекты вокруг себя. Когда глаза зак­рываются, оставшиеся на сетчатке послеобразы (через эмоциональную ок­раску, результат расширения сенсорного барьера и прочие физиологичес­кие реакции организма) начинают формировать динамический процессформи-рования цветовых и образных эффектов. Часто насыщенная цветом мозаика энтоптического поля может видеться как изменяющиеся экзотические ландшафты, фантастические пейзажи, причудливый подводный мир и т.д. Иногда в визуальном поле преобладают абстрактные геометрические объек­ты. Образы могут восприниматься как интерьеры зданий, фейерверки, калейдоскопические громадные экраны или цветные, фантастические, искря­щиеся причудливые фонтаны, постоянно перетекающие один в дру­гой образы виртуальных пространств. Как правило, люди бывают поглощены и очарованы данными переживаниями.

При работе в ИСС (изменённых состояниях сознания) с открытыми глазами цвета воспринимаются бо­лее ярко, световые контрасты усиливаются, и контуры воспринимаемых объ­ектов могут изменяться. Из­меняется видение окружающего мира, когда неодушевленные объекты могут воспри­ниматься, как живые. Восприятие объектов напоминает картины Пабло Пикассо. Фактура предметов, орнамент пола или ковра, аморфные поверхности могут приобретать причудливые формы, образы странных животных или сказочные ландшафты. Кроме изменений восприятия на визуальном уровне происходит изменение и в акустическом восприятии. Возникают акустические иллюзии, появляется сверхчувствительность к звуку, однов­ременно нарушаете способность явно различать звуки, что приводит к восприятию шумов, как музыки и прочим звуковым трансформациям.

В случаях глубокого погружения в ИСС возможно синестетическое восприятие реальности, когда сенсор­ные сигналы могут вызывать реакцию в несоответствующих им органах чувств, и человек может "ощутить вкус цвета" или "увидеть цвет музыки".   Такой эффект возможен при сенсорных перегрузках в измененных или холотропных состояниях сознания, когда в холотропном процессе человек одновременно получает интенсивную информацию по всем каналам восприятия. Метафорически можно сказать, что в процессе синестезии все органы чувств человека превращаются в один орган чувств Бога - "чувствилище", который воспринимает целостную информацию о мире.

Для абстрактно-эстетических переживаний, возникающих в холотропных состояниях сознания, характерен эффект синестезии, т. е. распространения восприятия сенсорного сигнала на несколько сенсорных зон. Импульсы, приходящие в одну сенсорную область, вызывают очень ясную и отчетливую реакцию других чувств.

Психотехники предусматривают использование музыки, которая инициирует подъем определенных переживаний в ИСС. Часто испытуемые (холонавты) обнаруживали, что открывают в музыке такие сферы, которые были закрыты для них раньше. Оказывалось возможным слушать музыку всем своим су­ществом, возникало ощущение, что музыка "резонирует" в различных час­тях тела и включает эмоции.

Динамика переживаний, проводящая в негативную зону, относится к психодинамическому биографическому уровню, также имеющему эстетическую окраску. Пере­живания воспринимаются как отвратительные, соблазнительные, агрессивные, отталкивающие и т.д. Переход от абстрактно-эстетического к психо­динамическому уровню происходит за счет модуляции аудиовизуальных ви­дений поднятым биографическим материалом. Часто в этом случае абс­трактные образы выстраиваются в "картинки из жизни", имеющие реальные или стилизованные очертания и проявления.

Биографические переживания представляются в виде повторного проживания в ИСС значимого позитивного или травматического и трагического опыта, включая эстетический опыт. В биографический период человек знакомится с искусством, процессом творчества и формирует художественный образ.

Переживания часто интенсивные и драматичные. Они представляют собой «смесь материа­ла» поднятого из бессознательного, и сфер личности, часто переплетен­ную с мечтами, фантазиями и реальностью. Материал обычно представлен в виде символов, защитных, часто комических искажений и метафор. В биографический период закладывается связь трансперсональных и перинатальных эстетических протопереживаний с их описанием на принятом языке.

Переживание опыта от зачатия до рождения - перинатальный уровень. Его картография представлена С.Грофом в виде гипотетических базовых перинатальных матриц (БПМ).

БПМ-1 - соответствует периоду от зачатия до первых схваток, что по Библии соответствует нахождению Адама в Раю. Это переживания реалистичных ощущений "хорошей матки", таких как океани­ческий экстаз, ощущение природы в наилучшем своем проявлении и едине­ние с ней, опыт космического единства и гармонии, переживания приобще­ния к предметам искусства высокой эстетической ценности, воспоминания о счастливых днях младенчества, заботе матери, путешествиях в красивой местности и т.д.

БПМ-2 - соответствует переживаниям состояния жертвы, порожденного периодом начала родовых схваток (отсутствует первый, явный опыт движения из точки А в Б), что соответствует грехопадению и изгнанию из Рая. Это ощущения космического поглощения, душевные и телесные муки, безвы­ходность положения, апокалиптическое видение мира. Человек видит обра­зы в зловещих темных цветах и испытывает телесные ощущения гнета. Про­ходят в сознании воспоминания ситуаций, угрожающих жизни и здоровью, иногда переплетенных с абстрактными видениями и искаженной реаль­ностью.

БПМ-3 - прохождение родового канала (получение первого опыта движения из точки А в Б). Холонавт переживает усиление страданий до космического уровня, видит яркие взрывы и фейерверки, садомазохистские оргии, проходит опыт переживания уровня смерти и возрождения. Перед мысленным взором проходят воспоминания о драках, катастрофах, увеселе­ниях в ночных клубах, опыт извращений, изнасилования и родов.

БПМ-4 - переживания, связанные с памятью о рождении, они соответс­твуют религиозному пониманию идеи возврата к Богу на новом уровне осознания бытия. БПМ-4 характеризуется ощущениями расширения пространства, видением гигантских помещений, яркого света и прекрасных радужных цветов, окрашивающих причудливую комбинацию виртуальных миров бессоз­нательного и реальности. БПМ-4 иногда называют осознанной БПМ-1. Как и в БПМ-1, в БПМ-4 присутствуют переживания единства с природой, но они имеют другой контекст, связанный с прекращением "тягот пути", избавлением от опасности, концом борьбы; переживаются ощущения и образы начала весны, прекращения шторма, восход солнца, состояния катарсиса.

Можно предположить, что в перинатальный период человек впервые знакомится с эстетическими протосостояниями на уровне неосознанного сенсорного опыта. Этот опыт может быть заново и осознанно пережит взрослым человеком в ИСС.

Таким образом, можно выделить эстетические доминанты базовых перинатальных матриц:

  • БПМ-1 - гармоничное, прекрасное;

  • БПМ-2 - дисгармония и дуальное восприятие, трагическое и безобразное (пассивное);

  • БПМ-3 - трагическое и безобразное (активное), комическое и трагикомическое, катарсис (чаще при переходе к БПМ-4);

  • БПМ-4 - обретение гармонии, обновленное чувство прекрасного, возвышенное.

Пример

Переживание Марии -

  ...Я долго летала во Вселенной. Вначале это было радостное парение, я была бабочкой, беззаботно порхающей в разноцветном пространстве. Затем что-то изменилось. Стало прохладнее, появилось чувство тоски, одиночества, даже обиды на то, что я одна. Я летала и искала пристанище, посещала разные планеты. Первая планета, на которую я попала, была просто ужасной. Там было жарко, нечем дышать, ползали ужасные насекомые, которые запросто могла меня проглотить. На меня надвигался чудовищный паук, он схватил меня, начал душить. Но что-то произошло, и я опять оказалась в космосе, как будто меня подхватила огненная комета. Я оказалась на второй планете. Там шли сражения, какая-то война. Было много агрессивных сцен, и я принимала в них участие. Были голые уродливые люди, которые занимались каким-то сексом. И хотя это занятие не могло у меня вызвать ничего, кроме омерзения и усмешки, я оказалась втянутой в него. Потом меня начали убивать. У меня уже не было никакой надежды, я начала громко кричать от ужаса. Но вдруг я стала падать, и снова полетела. Меня вынесло что-то, кажется, это была птица. Она была мокрая и горячая. Она принесла меня на великолепную планету. Там царила Любовь, и все пели. Эта планета приняла меня в свою великолепную колыбель и заставила навсегда уйти мою боль, мое страдание. Одиночество покинуло меня навсегда. Я изобразила мое путешествие целиком на одной мандале.

Комментарий

В переживании Марии очень ясно можно различить характерные переживания всего родового процесса: БПМ-1 - «блаженное порхание в прекрасной стране», БПМ-2 - нарастание удушья и жара, на эмоциональном уровне - ужаса и потерю надежды, трагическое ощущение себя жертвой происходящего, поглощение «ужасным пауком». БПМ-3 - участие в сценах войн и насилия, сцены секса, которые можно определить как трагикомические; переход из 3 в БПМ-4 - смерть, ощущение падения, образ птицы, и, наконец, БПМ-4 - возвышенные переживания космической колыбели, царства Любви, прекращение боли и страданий. Интересно, что трансперсональная окраска переживания - сюжет «путешествия с планеты на планету» - становится общим фоном, который объединяет, интегрирует перинатальный процесс в единый сюжет. Это ярко отражено в мандале, которую нарисовала Мария после сеанса холотропной терапии.

Переживания, лежащие за пределами личного опыта, называются трансперсональными (заличностными). Как и остальные типы пережи­ваний, они имеют эстетическую окраску, которая связана со сложившейся эсте­тической системой мировосприятия индивида. Например, переживание отож­дествления индивида с кучей навоза для одного - омерзительная картина, вызывающая целую гамму отрицательных ощущений и воспоминаний, для дру­гого - неотъемлемая, прекрасная часть целостного мира, дающая жизнь различным насекомым и прочим сущест­вам. Это микрокосмос, живущий в гармонии со всей вселенной, это конец чего-то старого и начало нового.

Трансперсональные переживания в пределах "объективной реальности" могут представляться в виде временного расширения сознания до уровней эмбриональных, наследственных, коллективных, эволюционных и реинкарнационных переживаний. Пространственное расширение сознания характеризу­ется отождествлением с любыми объектами, единением с вселенной, вне-телесными переживаниями, связанными с ясновидением, путешествием в пространствах, телепатией. Расширение переживаний за пределы "объек­тивной реальности" представляется в виде спиритических и медиумических переживаний, ощущениями встреч с духовными сущностями, божествами и переживания встреч с обитателями других миров. Это интуитивное понима­ние метафор, сути художественных произведений, универсальных символов и расширенное понимание связанного текста. Часто возникает ощущение сознания вселенского Ума и Пустоты, возможна активизация чакр и подъем Кундалини. Можно предположить, что расширение сознания и обострение интуиции в трансперсональном опыте связано с формированием у человека эстетического чувства, вкуса и идеала.

Чтобы понять ценность эстетической стороны всех типов пережива­ний, необходимо понимание идеи моделирования реальности в расширенном состоянии сознания. Это в свою очередь ведет к составлению "картогра­фии" внутреннего пространства и целостному видению результата эмпири­ческого самоисследования, который должен быть интегрирован с частями внутреннего мира индивида. Техники работы в ИСС, применяемые в трансперсональной психологии, дают возможность человеку увидеть мир и себя в этом мире с другой стороны, изменить "точку сбор­ки" восприятия. Человек получает возможность поднять бессознательный материал и пересмотреть взгляды на поступающую извне информацию. Это происходит за счет биохимических процессов в организме и собственно в мозге, вследствие использования формата психотренинга. Мир остается тот же, но восприятие его меняется. Человек входит в холотропное состоя­ние сознания, он проживает актуальный для него материал в психотропном процессе. Еще Ницше и Бхагован Шри Раджниш говорили о том, что ценится опыт проживания. Именно Холотропное состояние, дает возможность ощутить на всех уровнях переживаний и осознания, что человек - микрокосм, от­ражающий тотальность и гармоничность бытия. Только проживание холотропного состояния может дать целостное ощущение мира, где часть отражает целое и любой процесс может стать моделью другого процесса. В хилотропном - обыден­ном состоянии сознания мы можем только строить "ментальные умозаключе­ния", использовать только знания и интеллект, размышлять о чем-либо. Периодически работая в ИСС, человек может составить осознанную кар­тографию внутреннего пространства путем сопоставления поднимаемых об­разов и переживаний с аналогичными по внутренней причинно-следственной и смысловой связи проявлениями бытия. В ИСС материал представляется в символическом виде, и эта символика может быть архетипична и индиви­дуальна. Анализ абстрактного и эстетического материала, поднимаемого в ИСС, с позиции общепринятых на данный момент эстетических ценнос­тей, дает возможность диагностировать холонавта и выделять спектр его личностных проблем. Случайность появления абстрактных эстетических пе­реживаний можно считать неосознанной закономерностью, которой Гроф не предавал особого психотерапевтического и исследовательского значения. Результаты работы с другими психотехниками, отличными от холотропного дыхания и LSD терапии, дают основание считать, что эти переживания не­сут массу информации о динамике формирования личности индивида. Каждый образ - идентификатор мыслеформы, обладающий эстетической составляющей и имеющей значение в жизни. Это зна­чение и связь с другими проявлениями внутреннего мира можно установить эмпирическим путем накопления и интеграции материала.

Список литературы

  1. Гроф С. За пределами мозга. М., Изд-во ТПИ, 1993.

  2. Гроф С. Космическая игра. М., Изд-во ТПИ, 1997 .

  3. Гроф С., и К. Гроф, Неистовый поиск себя. М., Изд-во ТПИ, 1996

  4. Гроф С., Области человеческого бессознательного, М., Изд-во ТПИ, 1995.

  5. Гроф С., Холотропное сознание. М., Изд-во ТПИ, 1996.

  6. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М., Изд-во ТПИ, 1996.

  7. Козлов В. Анализ феноменов расширенных состояний сознания / Этюды о новой психотерапии./ Под ред. Козлова В.В. - Мн. 1995 .

  8. Козлов В. Истоки осознания: теория и практика интегративных психотехнологий / В. Козлов; Междунар. акад. психолог. наук.- Мн., 1995.

  9. Козлов В. Интенсивные интегративные психотехнологии в социальной работе // Психотехнологии в социальной работе/ Сб. по материалам Костромской конференции. Ред. Козлов В.В. Кострома, 1996.

  10. Козлов В. К определению понятия «интеграция». / Из Хаоса в Космос. / Ред. Козлов В. М. , 1995 .

  11. Козлов В., Бубеев Ю. Измененные состояния сознания: психология и физиология. М., 1997.

  12. Козлов В., Бубеев Ю. Измененные состояния сознания. 1998.

  13. Козлов В., Майков В. Основы Трансперсональной психологии. М., Изд-во ТПИ, 2000.

  14. Козлов В. Психология и феноменология расширенных состояний сознания. М., 1994.

  15.  


Начало Начало / Трансперсональная психология Трансперсональная психология / Картография внутреннего пространства Картография внутреннего пространства
© 2014 Тренинговый центр «Тертон».  Связь с нами Размер шрифта: Маленький размер шрифта fsz fsz fsz
scroll






Движок сайта: SpoonCMS
Дизайн: Ashwood